При воспитании ребенка необходимо всегда учитывать его тип нервной системы, и конечно, хорошо бы понимать и свой. Ребенок рождается уже с наследственной информацией. И его поведение может определяться типом нервной системы. Как правило, это наследственный фактор. И переделать тип темперамента невозможно, можно научить ребенка жить с учетом своей неврологической индивидуальности.
Припоминаю случай. Ко мне пришла молодая женщина Мария, 32 лет с вопросом: « Ей сказали врачи, что у нее психосоматика, так может быть со мной?» И во время психоанализа мы с ней выяснили, что в ее детстве она росла старшей из двух сестер. Папа начал выпивать, она кидалась защищать маму от его агрессии. И постепенно стала психологической мамой своей младшей сестре. И теперь, уже взрослая, она со всеми людьми выполняет один и тот же паттерн поведения – она их психологическая мама, такая всеобщая мама. Мария работает массажисткой, и ее график работы не совпадает с ее биологической скоростью. Но, когда она работала, то не успевала ощутить, что происходит с ее телом, и когда она уже устала. Она работала через силу, тем более что в ее семье была ипотека. И психологически на ней все «ехали». Она не отслеживала это и свое беспощадное использование ресурсов своей нервной системы. В результате психоанализа, психосоматика отошла, но все люди, которые «ехали» на ней, были в крайнем недоумении. И Марии пришлось научиться по новому строить отношения с людьми, с учетом своей нервно – психической динамики и с отставанием своих границ.
Типы нервной системы – это не так трудно, поговорим об этом.
Темперамент - качество личности, переданное по наследству генетикой (наследственной информации) его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в поведении человека (скорость протекания различных психических реакций, темп речи, динамика жестов, быстрота ума)
В организме «работают» - два процесса: возбуждение и торможение.
За счет понимания этого процесса выделили Типы темперамента:
1. Сангвиник – веселый, контактный; У него уравновешены процессы возбуждения и торможения. Сангвинический тип темперамента характеризуется высоким темпом деятельности, умеренно быстрыми реакциями, достаточно высокой, но не чрезмерной, активностью, энергичностью, хорошо выраженной эмоциональностью и уравновешенностью. Большинство названных выше свойств темперамента у сангвиника выражены умеренно, средне или чуть выше среднего.
Если у Вас такой ребенок, то Вам будет легче строить с ним отношения. Такой ребенок не обидчив, большее время суток радостный и спокойный. Предлагаемые события чаще воспринимает позитивно. В обучении такой ребенок может быть поверхностен. Важно помогать ему глубже усваивать материал.
2. Холерик – возбудимый, атакующий; У холерика – сильная, возбудимая, лабильная (подвижная) и неуравновешенная нервная система, при доминировании процессов возбуждения над процессами торможения.
Холерический тип темперамента в отличии от сангвинического характеризуется крайней степенью выраженности многих психологических реакций. Холерик – это человек с очень быстрыми реакциями, с высоким темпом деятельности, с быстрой сменой настроений и высокой переключаемостью с одного вида деятельности на другой. У холерика сильно выражены эмоциональные реакции, то есть достаточно отчетливо просматривается повышенный эмоциональный фон деятельности. Вместе с тем, холерик – это человек неуравновешенный, с явным преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Этим он существенно отличается от сангвиника.
В психике такого ребенка процесс возбуждения преобладает над процессом торможения – это биологический процесс, и сражаться со вспышками гнева и криками ребенка не имеет смысла, потому, что возникает замкнутый круг. Ребенок повторяет и копирует Ваши же атаки на него. Это запрограммировано природой, ребенок идентифицируется с родителями. Копирует их.
Выход - когда ребенок кричит, спокойно объяснять ему, почему Вы им недовольны.
В следующий раз продолжим обсуждением типов нервной системы.