Найти тему
Анна об искусстве

Дом-колбаса, дом-стакан и другие необычные дома в Петербурге

Оглавление

Хочу рассказать про здания советской эпохи, о которых знают немногие. Они не являются популярными достопримечательностями, с ними редко фотографируются туристы. Но эти постройки заслуживают того, чтобы остаться в истории. Хотя бы за свою оригинальность.

Все началось с конструктивизма, который стремился сочетать оригинальную форму и функциональность. Хотя форма и стремилась к простоте, но архитекторы старались применять новые инженерные возможности, а в облике зданий выражать устремления советского общества. Так появлялось обилие стекла, геометризм форм, дома-коммуны и здания необычных форм.

Конечно, самым актуальным вопросом был жилой. И первыми строят жилые кварталы и дома для рабочих. Так появился наш первый герой - дом-колбаса.

Дом-колбаса

Этот дом был построен в начале 1930-х годов как дешевое и функциональное жилье для рабочих. Есть мнение, что его архитектор Г. Симонов ориентировался на немецкий опыт того времени. Но в то же время он был новатором, что проявилось и в необычной, немного изогнутой форме здания, и в его масштабе: длина дома около 300 метров, в нем 25 подъездов. За это он и получил свое название.

В доме были 3-х комнатные квартиры. Но не стоит думать, что рабочие жили так привольно - квартиры были коммунальными. Надо сказать, что бытовые условия поражают своим дискомфортом: на одного человека считалось нормой 4,5 кв.м. Люди проживали в небольших секциях, как в огромном муравейнике.

А еще в квартирах не было горячей воды ванны! И правда, зачем рабочим ванная - буржуазная роскошь. Ходили в бани, а если надо было быстро помыться, мылись в тазике на кухне, договариваясь с соседями. Это воспоминания одного из жильцов.

Судя по всему, некоторые квартиры сейчас еще остаются коммунальными, вопрос с ванными и водой кое-как решён, но сам дом никогда капитально не ремонтировали. А ведь он редкий памятник конструктивизма и сам по себе представляет огромную ценность.

Дом "слеза социализма"

Этот дом, пожалуй, заслуживает даже отдельной статьи. Ведь по задумке он должен был называться "Дом радости". С виду - невзрачная постройка, но стоит она на улице Рубинштейна, в самом центре Петербурга, в окружении прекрасных зданий модерна. И это выделяет дом. Да и история у него интересная.

Господствовавший в 1920-е годы конструктивизм стал выражением идеологии коммунизма с ее отказом от частного и личного и устремлением в будущее. Одной из идей архитекторов стало строительство домов-коммун. В таких домах люди смогли бы приучаться к коллективизму, освободиться от тягот домашнего быта, семейных уз и всего мелкого и суетного. Особенно молодежь поддерживала такую идею.

И вот в Ленинграде строят один из таких образцовых домов-коммун на улице Рубинштейна, 7. Это был Дом-коммуна инженеров и писателей на 52 квартиры, построенный на паях группой молодых инженеров и писателей в 1929-1931 гг. по проекту архитекторов А. Оля, К. Иванова и А. Ладинского. В доме не было кухонь, а комнаты отдыха, туалеты, душевые, вещевые — все было общим. От такой жизни невольно можно было пустить слезу, и вскоре его стали называть «Слезой социализма».

Как говорили сами жильцы, “коммуны на Рубинштейна, 7 не состоялось”. В первой половине 1960-х годов была проведена перепланировка, каждая квартира получила отдельные кухню и туалет.

Дом знаменит еще и тем, что в нем жила советская поэтесса Ольга Берггольц, которая красочно описывала муки коммунальной жизни.

Дом-корабль

Характерным для конструктивизма было использование машинных форм. В том числе при проектировке зданий: дома-паровозы, дома-корабли должны были символизировать устремление в будущее, господство технологий и прогресса.

Примером советского индустриализма стала силовая подстанция текстильной фабрики "Красное знамя". Проект здания принадлежит Э. Мендельсону, который создал его в середине 1920-х. По задумке силовая подстанция должна была стать образом «корабля, который тянет за собой всё производство». Красивая аллегория, которая вполне удачно визуализирована.

Особенно радует, что после десятилетия разрухи здание восстановлено и внесено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия как уникальный памятник конструктивизма.

Дом-ракета

Очень быстро на смену конструктивизму пришел сталинский ампир, который создавал монументальное, классическое, но оригинальным это назвать сложно. Однако в 60-е годы появился советский модернизм. Сыграло роль проникновение в СССР западных журналов, в том числе архитектурных. Советские инженеры вдохновились брутализмом, выросшим на почве конструктивизма. Эти влияния и воплотились в советском модернизме, ярким примером которого стал, например, ЦНИИ робототехники и технической кибернетики или "дом-ракета".

Коллектив архитекторов под руководством С. Сперанского работали над проектом долгие 16 лет. Доминантой комплекса исследовательского института является 77-метровая башня в виде "бетонного тюльпана", обращенная к двум проспектам. Здесь располагается огромная лаборатория для испытания космической техники (например, там находился манипулятор "Бурана"). Вместе с антенной высота здания составляет почти 105 метров.

Дом-стакан

Дом-стакан на Будапештской ул., 103
Дом-стакан на Будапештской ул., 103

В Петербурге несколько похожих на стакан зданий, большинство из них находятся во Фрунзенском районе. Изначально их строили как общежития и некоторые продолжают ими оставаться.

Здание строили в середине 70 - начале 80-х гг. Проект был продуман: здесь должны были быть кладовые, сушилка, гладильная, постирочная и столовая. На первом этаже самого общежития должны были находиться буфет, игровая, комната отдыха, комната коменданта, ремонт одежды, парикмахерская и кабинет врача. Интересна и проектировка верхнего этажа: это полностью застекленное пространство, напоминающее солярий. До сих пор сложно сказать, что предполагалось там разместить.

Здание представляет из себя 3 вставленных друг в друга круглых объема: шахта лифта, коридор, и непосредственно квартиры. И несложно догадаться, что в этих квартирах практически нет прямых углов! Наверняка, это сильно затрудняет подбор мебели.

Конкретно это здание на Будапештской внутри сильно переделано самими жильцами. Появились и кухни, и нормальные ванные, но, конечно, не у всех. Что ж, все-таки советский коммунальный проект провалился.

Дом-змея

Дом-змея на ул. Пионерстроя,  7/3, 15/2, 19/2.
Дом-змея на ул. Пионерстроя, 7/3, 15/2, 19/2.

А вот об этом доме, наверное немногие слышали. Да что там! Я сама прожила рядом с ним 20 (!!!) лет, а узнала совсем недавно, когда уже переехала.

Сегодня дом-змея - самое длинное здание в городе, взяло пальму первенства у дома-колбасы. Но увидеть это можно только с высоты птичьего полета, поэтому прохожие видят только странно изогнутые дома-корабли, которые сами по себе кажутся обычной картиной спальных районов.

Здание было построено во второй половине 70-х годов, и длина его 700 метров. Как ни странно, этот проект был не столько попыткой установить очередной рекорд, сколько способом защитить микрорайон от ветров с Финского залива. «Змея» имеет необычную форму, изгибается вокруг естественных водоёмов на улице Пионерстроя.

Само здание собрано, как конструктор: из отдельных типовых секций. Некоторые комнаты имеют 5 углов. И естественно, внутри это обычный жилой дом, который простоит еще десятилетия.

Дом "на курьих ножках"

На Васильевском острове недалеко от залива стоят 4 здания, которые были частью грандиозного, до конца не осуществленного проекта. Это 22-этажные жилые дома, построенные по проекту В. Сохина. Архитектор постарался создать уникальные постройки, выразить весь свой творческий потенциал и полет инженерной мысли.

Говоря о ножках, стоит вспомнить теорию идеолога конструктивизма Ле Корбюзье, который считал, что человек не должен жить на земле, дома должны возвышаться, парить, а пространство под ними нужно использовать функционально и с пользой. Другое назначение "ножек" в данном случае - не мешать обзору прекрасных видов берега залива и реки.

Место это ветреное, с Финского залива постоянно дует, и жители верхних этажей жалуются, что в непогоду дом немного покачивается. Но сомневаться в надежности "ножек" не стоит, ведь они играют роль несущих стен здания, и такая конструкция не менее надежна, чем обычные панельки.

Ну что ж, вот такая незаурядная подборка получилась. Уверена, она включает далеко не все малоизвестные, но достойные здания. Буду рада, если поделитесь информацией или расскажете о своих впечатлениях!

Вам может быть интересно:

Переехала в сталинку, а оказалась рядом с усадьбой 18 века...

Мы их потеряли: здания Петербурга-Ленинграда, разрушенные в годы советской власти

12 самых красивых зданий модерна в Петербурге