Найти тему

Бронепоезда Морского полка и Усть-Двинской крепости: и снова импровизация

Приветствую вас друзья! Бронепоезда в русской армии были не только у железнодорожников, но и у моряков.

Бронепоезд Морского полка особого назначения, июль 1915 года
Бронепоезд Морского полка особого назначения, июль 1915 года

Осенью 1914 года германское командование решило провести наступательную операцию на восточном фронте, которая должна была переломить ход боевых действий в пользу Германской империи. В середине ноября им удалось прорвать фронт и к 22 ноября 1914 года удалось с трех сторон (с запада, севера и востока) окружить г. Лодзь. Для прикрытия чрезвычайно важной для снабжения войск Северо-Западного фронта железнодорожной линии Варшава-Скерневицы, командование 6-й Сибирской пехотной дивизии отдало приказ находившемуся в его подчинении 4-му железнодорожному батальону в кратчайшие сроки оборудовать блиндированный поезд. В ввиду острой нехватки времени специальный проект не составлялся: взяли имевшиеся под рукой два металлических 4-осных вагона "Фокс-Арбель" и один металлический 2-осный полувагон, обшили их изнутри досками, а в бортах прорезали бойницы для стрельбы из винтовок и пулеметов. В качестве локомотива был использован пассажирский паровоз серии "Я", который прикрыли с бортов стальными листами, обеспечивающими защиту от пуль.

Бронепаровоз на базе пассажирского паровоза серии "Я"
Бронепаровоз на базе пассажирского паровоза серии "Я"

10 ноября 1914 года бронепоезд под командованием штабс капитана 7-го Финляндского стрелкового полка Васильева был направлен для усиления обороны г. Скарневицы где и вступил в свой первый бой у станции Колюшки, поддержав огнем действия 40-го пехотного полка.

12-13 ноября уже с другим командиром - капитаном 4-го железнодорожного батальона А.Савельевым, бронепоезд продолжил участвовать в боях, рассеяв своим огнем неприятельскую пехоту, восстановил ж.д. сообщение, неоднократно под неприятельским огнем исправляя поврежденные пути и провел два состава с боеприпасами и продовольствием, в которых очень нуждались русские войска оборонявшие Лодзь.

Общий вид бронепоезда
Общий вид бронепоезда

19 ноября бронепоезд отразил атаку германской пехоты а затем своей контратакой обратил её в бегство и преследовал до станции Колюшки, во взятии которой он также принимал участие вместе с 6-й Сибирской пехотной дивизией 23 ноября 1914 года.

После окончания боев под Лодзью бронепоезд был передан в состав гарнизона крепости Ивангород. Тут он и попал в руки моряков. В состав сил обороны крепости входил Морской полк особого назначения. Об этой части хотелось бы рассказать немного подробнее. 1 октября 1914 года в Ивангород прибыл Отдельный батальон 2-го Балтийского флотского экипажа. Позднее к нему присоединили отряд из 611 артиллеристов, которых направили в Ивангород для обслуживания крепостных орудий, и в декабре 1914 года батальон был развернут в двухбатальонный Морской полк особого назначения. 31 мая 1916 года полк был развернут в Отдельную Морскую бригаду особого назаначения: в состав которой вошли артиллерийский полк, полк минеров, собственная речная флотилия и наш бронепоезд. Командовал полком и позднее бригадой капитан 1-го ранга Георгий Николаевич Мазуров.

Георгий Николаевич Мазуров (1867-1918) - командир Отдельного Морского полка особого назанчения.
Георгий Николаевич Мазуров (1867-1918) - командир Отдельного Морского полка особого назанчения.

У моряков бронепоезд получил новое вооружение в составе двух 37-мм пушек Гочкиса на тумбовых установках и 8 пулеметов. Боезапас составлял 200 снарядов и 72 000 патронов. Пушки были установлены в 4-осных вагонах. Пушки устанавливались в торцевых частях каждого вагона и могли веси огонь вдоль полотна и по его сторонам через раздвижные створки, но с весьма небольшими углами горизонтальной наводки. 12 июля 1915 года ремонт и перевооружение были закончены, а уже 19 июля бронепоезд укомплектованный командой из моряков вступил в бой с австро-венгерскими войсками. Отличительными знаками его морской принадлежности стали изображения белых якорей на вагонах.

Шло "Великое отступление" русской армии - один из самых тяжелых периодов той войны, когда наши армии испытавая острейший дефицит боеприпасов и вооружения вынуждены были отходить по натиском противника. В тот день бронепоезду была поставлена задача прикрыть отход наших частей со 2-й линии крепостной обороны на Сехецовские позиции. Шесть раз ему пришлось ходить в атаку на превосходящие силы противника и каждый раз австрийцы обращались в бегство. Несмотря на сильный огонь противника, бронепоезд не получил каких-либо серьезных повреждений, кроме одной испорченной винтовки. Попытки австрийцев испортить железнодорожные пути позади поезда пресекались метким пулеметным огнем. В последней атаке на уже занятую противником опушку Банковецкого леса бронепоезд обратил его в бегство, а затем из орудий разбил несколько халуп, в которых укрывались отошедшие австрийские войска. После наступления сумерек бронепоезд отошел за Вислу. Надо отметить, что бронезащита состава оказалась достаточно эффективна, поскольку ружейно пулеметный огонь велся с дистанции в 100-150 шагов а при сближении с отдельными группами неприятеля до 10-12 шагов были попытки использовать ручные гранаты, которые также не смогли причинить составу вреда.

После боев под Ивангородом бронепоезд был отправлен на ремонт в Брест, где на небольшое время был "приватизирован" 3-м железнодорожным батальоном, который его сперва отремонтировал, а 16 августа 1915 года помог Переяславскому пехотному полку отразить три атаки немцев во время отхода от Бреста. После того как 3-й желбат был веведен с Западного фронта, бронепоезд вернулся в Морской полк особого назначения, где и продолжил службу до лета 1917 года под наименованием бронепоезд №4.

В марте 1916 года бронепоезд едва избежал гибели. 10 марта 1916 года состав выходя на боевую задачу попал в организованную немцами засаду. Замаскированная германская батарея открыла по нему огонь с близкой дистанции. В результате были разбиты два вагона: один 4-осный и один 2-осный полувагон. Были потери и в команде поезда. Спастись удалось только благодаря грамотным действиям паровозной команды, которая смогла быстро вывести бепо из-под огня. После этого боя бронепоезд №4 был направлен на ремонт в Гомельские мастерские, где пробыл до ноября 1916 года. После ремонта в его составе были два 4-осных броневагона на базе "Фокс-Арбель" и всё тот-же бронепаровоз серии "Я".

Бронеплощадка разбитая огнём германской артиллерии во время боя 10 марта 1916 года
Бронеплощадка разбитая огнём германской артиллерии во время боя 10 марта 1916 года

Весной 1917 года командование Западного фронта ходатайствовало о передаче бронепоезда от моряков к армии в целях большего удобства его использования, а именно в состав 10-го железнодорожного батальона. В июне это решение было утверждено и бепо со всем доставшимся от моряков вооружением был передан железнодорожникам. Однако последние до самой осени 1917 года так и не смогли его укомплектовать нормальной командой, поскольку в батальоне не было артиллеристов и пулеметчиков.

Общий вид артиллерийского вагона (1), перевооруженного 3-дм полевой пушкой образца 1902 года, базового 4-осного вагона системы "Фокс-Арбель" (2), и зенитной бронеплощадки (3), вощедшей в состав в состав бронепоезда в 1917 году
Общий вид артиллерийского вагона (1), перевооруженного 3-дм полевой пушкой образца 1902 года, базового 4-осного вагона системы "Фокс-Арбель" (2), и зенитной бронеплощадки (3), вощедшей в состав в состав бронепоезда в 1917 году

После октября 1917 года солдаты 10-го железнодорожного батальона перешли на сторону советской власти. Бронепоезд был назван "Революционным поездом" и перевооружен на 76,2 мм полевые пушки образца 1902 года. Также в его состав была добавлена бронеплощадка с двумя 76,2 мм зенитными пушками Лендера. Ранее она входила в состав 3-й отдельной железнодорожной батареи для стрельбы по воздушному флоту.

"Революционный поезд" бывшего 10-го желбата. На борту вагона виден нарисованный якорь
"Революционный поезд" бывшего 10-го желбата. На борту вагона виден нарисованный якорь

В феврале 1918 года бронепоезд, переименованный в №1 "Минский коммунистический имени Ленина", был направлен на Украину где вступил в бой с австро-германскими войсками и гайдамаками.Там он потерял разбитыми свои бронеплощадки и в марте ушел в Брянск для переформирования. Однако две площадки - "фокс-арбель" и зенитная попали в руки поляков, которые их отремонтировали и включили в состав своего бронепоезда "General Konarzewsky", который в последствии участвовал в советско-польской войне.

Артиллерийский вагон а за ним и зенитная бронеплощадка в составе польского бронепоезда "General Konarzewsky", весна 1918 года.
Артиллерийский вагон а за ним и зенитная бронеплощадка в составе польского бронепоезда "General Konarzewsky", весна 1918 года.

Бронепаровоз бывшего морского бронепоезда вошел в состав советского бронепоезда №6 "Путиловцы", вместе с которым активно участвовал в Гражданской войне. В 1922 году в этот бронепоезд был расформирован в Украинском военном округе.

Ещё одной импровизированной конструкцией стал бронепоезд Усть-Двинской крепости, строительство которого началось летом 1915 года в Риге силами 5-го Сибирского железнодорожного батальона. В его состав вошли три металлических бронированных полувагона и полубронированный паровоз Ов. Два полувагона имели крышу и вооружались тремя пулеметами Максима каждый, а в третьем на поворотной площадке было установлено 76,2 мм противоштурмовая пушка образца 1910 года на колесном лафете, которое вело огонь поверх бортов. В вагонах были устроены бойницы для стрельбы из пулеметов и винтовок.

Пулеметный и артиллерийский броневагоны бронепоезда 5-го Сибирского железнодорожного батальона
Пулеметный и артиллерийский броневагоны бронепоезда 5-го Сибирского железнодорожного батальона

Бронирование состояло из 4 мм наружнего стального листа, 102 мм деревянной подкладки и 5 мм внутреннего стального листа. Многочисленные винтовочные бойницы защищались листами железа толщиной 5 мм. Броня выдерживала попадания винтовочной пули с 35 шагов.

Бронепаровоз сериии Ов. Имел защиту только по бортам.
Бронепаровоз сериии Ов. Имел защиту только по бортам.

В дальнейшем предлагались меры по модернизации и усовершенствованию конструкции состава, как-то устройство угловых бойниц для пулеметов, что дало бы угол обстрела 90 градусов и позволило бы стрелять не только на борт, но и вперед-назад по ходу движения, и установка орудия на тумбовом станке с коробчатым щитом для прикрытия расчета. Однако ничего этого сделано не было.

О боевой деятельности этого состава подробных сведений не имеется, кроме того, что он действовал в составе гарнизона Усть-Двинской крепости под Ригой с момента формирования и до лета 1917 года. В начале сентября 1917 года, после взятия Риги бронепоезд, находившийся там на ремонте, попал в руки немцев.

Источники: М.В. Коломиец "Русские бронепоезда Первой Мировой. "Стальные крепости" в бою", С Ромадин "Броневая гвардия революции/Журнал "Моделист конструктор" №4-1990, В. Бут "За Веру, Царя и Отечество! Часть 1" (статья)/Журнал "Наука и техника" №12-2010

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх , оставляйте комментарии - это поможет развитию канала! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!