Найти тему
Валерий Грачиков

Братья по оружию: русские и поляки дрались, предки украинцев и белорусов побежали, а чехи в стороне ждали, чья возьмет

Интересно почитать труды средневекового певца польской славы и величия Яна Длугоша. Этот славный поляк (без всякой иронии – его «История Польши», написанная им самим или безвестными авторами под его чутким руководством (все-таки сам Длугош был совсем не мелкой фигурой, чтобы непосредственно «бумажной работой» заниматься) – великая книга по средневековой истории Восточной Европы, хоть и прославляющая Польшу. Еще бы она ее не прославляла, раз написана поляком во славу своего государства и его правителей.

Но есть там рассказ об одном из самых важных военных столкновений в истории Восточной Европы. Грюнвальд, 15 июля 1410 года. Поле, на котором о смоленские полки разбилась вся слава и мощь Тевтонского ордена. У Длугоша есть описание того, кто и как проявил себя на поле той битвы.

Поляки дрались так:

«…большое знамя польского короля Владислава с белым орлом (которое нес Марцин из Вроцимовиц, хорунжий краковский, рыцарь герба Полукозы) под вражеским натиском рушится на землю. Однако благодаря весьма опытным и заслуженным рыцарям, которые состояли при нем и тут же задержали его падение, знамя подняли и водрузили на место; если бы отборный отряд храбрейших рыцарей не встал около него грудью, защищая его своими телами и оружием, то знамя не удалось бы снова водрузить…»

То есть поляки дрались за свое знамя, не щадя себя. Само собой, Длугош не пожалел хороших слов в их адрес. Но у него есть и рассказ о том, как дрались русские. Это, особенно важно, так как Длугош, как настоящий поляк и слуга своего короля, к русским относился не то, чтобы хорошо и резких и уничижительных слов в отношении русских князей не пожалел. Кстати, термин «татарское иго» в отношении русских княжеств пошел именно с него, между прочим. О русских при Грюнвальде у Длугоша написано так:

«…В этом сражении русские рыцари Смоленской земли упорно сражались, стоя под собственными тремя знаменами, одни только не обратившись в бегство, и тем заслужили великую славу. Хотя под одним знаменем они были жестоко изрублены и знамя их было втоптано в землю, однако в двух остальных отрядах они вышли победителями, сражаясь с величайшей храбростью, как подобало мужам и рыцарям, и, наконец, соединились с польскими войсками…»

Если это не уважение и признание доблести, то я и не знаю, как сказать лучше. Потому что Длугош явно с огромным уважением написал о тех русских полках, что крепко стояли в сражении и не отступили.

А что литовские войска? Предки украинцев и белорусов, так сказать?! Да ничего. Современные белорусские историки, которые любят рассказывать, что Великое княжество Литовское – прообраз современной Белоруссии, тратят много сил на то, чтобы рассказать, что Длугош ошибался и что не могло такого быть, чтобы литовская армия побежала. А если побежала то не вся и уж конечно не до Литвы, как написал польский автор (Справедливости ради, тут он на самом деле, конечно, уж слишком разошелся, литовские полки Витовту все-таки удалось частично собрать и вернуть в бой после того как они побежали). Конечно, нам теперь виднее, чем человеку, который имел возможность поговорить с реальными участниками той битвы :) Поэтому приходится признать, что дело было примерно так:

«…Когда среди литовцев, русских и татар закипела битва, литовское войско, не имея сил выдерживать вражеский натиск, оказалось в худшем положении и даже отошло на расстояние одного югера; когда же крестоносцы стали теснить сильнее, оно было вынуждено снова и снова отступать и, наконец, обратилось в бегство. Великий князь литовский Александр тщетно старался остановить бегство побоями и громкими криками. В бегстве литовцы увлекли с собой даже большое число поляков, которые были приданы им в помощь…»

Еще интереснее в той битве повели себя чехи:

«…Со всеми чешскими и моравскими воинами хоругвь ушла в рощу... и стояла в этой роще, не думая возвращаться в бой…»

Впрочем, когда к хоругви с упреками, что они стоят без дела прискакал один из польских командиров, бравые чешские рыцари вернулись в бой, сказав, что в том, что они вышли из боя виноват их командир:

«Свидетельствуем тебе, достойный муж, что нас погнал в этот лес с поля битвы этот негодяй, наш начальник, и чтобы никто не осудил нас за преступное бегство, мы возвращаемся в бой, покинув нашего начальника и знамя, которое он несет».

В общем, молодцы – подождали удобного момента.

-2

Вот и получается, что один из самых образованных поляков своего времени, воспитатель королевских детей, один из высших церковных сановников, признавал доблесть русских наравне с поляками. Это дорогого стоит. Правда, тут надо не забывать, что Длугош говорил о доблести тех русских, которые на тот момент несколько лет, как жители Смоленска и Смоленского княжества находились под властью Великого княжества Литовского – одновременно главного друга и вечного соперника тогдашней Польши.

---------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.