Плохой заголовок, знаю. Потому что не о нём. Вернее, не о нём самом. В сети прошли сообщения (о том, что Чубайс ненавидел Советский Союз), я даже не стал читать. Он ненавидел, другие – нет. У него одни воспоминания, у других – другие и у каждого свои. Зачем в это дело лезть?
Тем более наверняка уже столько народу пролило море виртуальных чернил по сути вопроса. Начиная с сенаторов.
Я просто хочу сравнить.
Был в нашей истории другой человек, который тоже ненавидел режим и который тоже всю жизнь посвятил тому, чтобы его сломать.
Имя его было Владимир Ульянов.
С самого начала и до самого конца он декларировал свои цели, как создание нового общества, основанного на других, доселе неведанных принципах. Его лозунги были понятны, они привлекали энтузиазм разных социальных слоёв практически по всему земному шару.
“Мир – народам, земля – крестьянам, фабрики – рабочим”.
С его именем связывают “Лампочки Ильича” (кто не знает, электричество пришло в деревни), ГОЭЛРО, электрификация России.
ВЧК (под руководством Дзержинского, того самого, памятник которому снесли те, другие борцы) решало проблемы детской беспризорности. Вспомним детей на улицах, в подъездах и подвалах в 90-х.
Одно из первых, что стали делать большевики, это бороться с позорным уровнем безграмотности населения, состоянием народного здравоохранения, с нищетой, разрухой, доставшимся им в наследство от правительства царя-страстотерпца, мировой войны, и последствиями Гражданской войны и интервенции.
Хотите со мной спорить и указать на земские больницы?
Ну предоставьте заодно цифры по санитарии, продолжительности жизни, а также материнской и детской смертности.
А мы продолжим.
Самый лютый ненавистник большевистской власти, Черчилль, должен был признать (говоря о Сталине, но это по крайней мере наполовину применимо к Ленину), что страна была принята с сохой и оставлена с атомной бомбой.
“Принята с сохой”.
Это тот уровень, который оставил после себя страстотерпец, хороший семьянин и любитель охоты на ворон и кошек.
В сети вы можете найти цифры, что за десять лет советской власти количество бедных в России уменьшилось с 65% до 35%. В два раза! За десять лет!
Я ни на что не намекаю.
Ну, то есть, я именно на это и намекаю.
Повторю, что одни из первых задач большевиков были народное образование и здравоохранение. Они смогли победить тиф, туберкулёз… В образовании был сначала Ликбез (Ликвидация безграмотности), потом четыре класса, рабфаки…
Рабфаки, кстати, просуществовали вплоть до конца Союза.
Что же тот, другой, который “ненавидел”?
Мне кажется очень знаковым, что одно из первых, что стали делать новые “либералы”, придя к власти 30 лет назад, это ломать образование и здравоохранение…
Россия после Революции. Борьба с невежеством, предрассудками.
Россия после перестройки. Секты, проповедники (западные), заряжание воды у телевизора. “Образование, как услуга”. Маги, колдуны…
Вон, гляжу в заголовках, президент РАН сказал, что “качество образования падает”.
Бог мой!
Оно “падает”!
Ладно, пошли дальше.
Я обещал сравнивать. Не будем отвлекаться. Давайте будем сравнивать.
Что нужно, чтобы остаться в истории?
Можно ломать, но нужно ещё что-то, что останется, когда уйдёт память о шахтёрских касках, веерном отключении электричества, в том числе на стратегических объектах, стариках, “не вписавшихся в рынок”.
Чингисхан оставил империю. Налаженная государственная машина, почта, безопасность, порядок. Шёлковый путь.
Тамерлан. Кровавый, вселяющий ужас завоеватель. Именно ему посвящена картина Верещагина “Апофеоз войны”.
Пара цитат из вики.
Тимур оставил после себя десятки монументальных архитектурных сооружений, некоторые из них вошли в сокровищницу мировой культуры.
Некоторые из них я видел.
Ещё одна
В области науки и просвещения получили распространение юриспруденция, медицина, богословие, математика, астрономия, история, философия, музыковедение, литература и наука о стихосложении. (...) Во время правления Тимура в городах строились и действовали общественные больницы...
Думаю нет необходимости сравнивать.
В чём состоит величие государства? Уйдут царства, рассыплется в прах самое совершенное оружие, народы пойдут своими путями.
Останется то, что не измеряется денежными знаками, баррелями или процентами прироста.
Нет, нет необходимости сравнивать.
Наполеон. Войны, утопленные пленные. Но и объединения государств и законы. И да, “Ослов и учёных в середину”.
Аттила.
Тут да. Ничего не скажешь.
Но я сравнивал с Лениным. И, чтобы завершить статью, сделаю ещё одно сравнение. Последнее. Все мы придём к этому этапу.
Я думаю, в общем-то можно предполагать, что это будет несколько по-другому для “человека, который ненавидел”.
И не будет “чубайсовского призыва”, как был после смерти того.
И на знамёнах не будет его профиля.
И солдаты не будут вставать из окопов с криками “За Чубайса”.
И весь мир не будет знать имени его…
Вот четверостишие из Маяковского:
Да будь я
и негром преклонных годов,
и то,
без унынья и лени,
я русский бы выучил
только за то,
что им
разговаривал Ленин.
Два человека. Оба ненавидели. Оба сломали.
А какие разные жизни.
Один был в ссылках и эмиграции, подвергался аресту и опасности ареста, писал труды и выступал в диспутах, убеждая сторонников в своей правоте аргументами и логикой. А другой…
И последнее. Я упомянул, что учителя, наряду с активистами были целями в ходе “классовой борьбы” в деревне (назовём это так, чтобы не травмировать чувствительных граждан).
Я думаю, вы знаете и видели ролики в сети, где учителя в классах подвергаются издевательствам и избиениям.
Среди них есть один… Старушка-учительница…
Не надо его смотреть.
Нет, не надо сравнивать. И не надо много слов. Как я уже сказал, у каждого свои воспоминания.
_____________
Я здесь никак не касаюсь того, должен был ли Союз уйти или нет. То есть была ли судьба Союза неизбежна. Я просто сравниваю двух деятелей нашей истории, которые “ломали” современный им строй.