Найти тему

Интересные фильмы стран Соцлагеря (ЧАСТЬ 4: фантастика и боевики)

Оглавление

В принципе, тут всё понятно без преамбул. Так что без лишних слов - сразу к делу.

"Конец августа в отеле "Озон"/Konec srpna v Hotelu Ozon (Чехословакия, 1966)

Прошло много лет после ядерной войны. Пожилая женщина куда-то ведёт по обезлюдевшей Земле группу полудиких бабёнок. Как позже выяснится - искать мужчин для продолжения рода. Полфильма они делают что-то очень скучное. Кажется, выживают. Зато потом приходят в упомянутый отель "Озон" и встречают одинокого старика, который там живёт...

Тут надо сделать отступление. Постапокалиптика бывает двух видов: реалистическая и философская. Первая - это, например, "Безумный Макс" и его клоны. Там всё логично: пока мирные люди ищут в пустыне оазисы и пытаются там обосноваться, злые сбиваются в банды и отбирают у мирных всё, что нажито непосильным трудом. Вторая - это рассказ "Улыбка" Брэдбери: после ядерной войны уцелевшие люди без устали уничтожают заводы, автомобили, произведения искусства. Серьёзно, им больше заняться нечем? Да вы не понимаете, это же притча!..

"Отель "Озон" - увы, из второй категории. Бабы ищут мужика - и находят, пусть и старенького, но может, и он на что-то ещё сгодится? Но, вместо проверки на фертильность начинается что-то другое, очень странное...

При хронометраже в 1 час 17 минут фильм не кажется недотянутым. Скорее, наоборот - чересчур растянутой короткометражкой. Все гениальные мысли автора можно было уложить и в полчаса.

"Крепость"/"Форт" /"Туристы забавляются"/Az eröd /Az erod (Венгрия, 1979)

Где-то на загнивающем Западе одна предприимчивая дама придумала развлечение для скучающих богатеев: военная игра по типу "Зарницы", только с настоящими патронами. Команда игроков должна штурмовать крепость, которую охраняют профессиональные наёмники. Сделано всё для комфорта играющих: в качестве оружия - примитивные однозарядные ружья, у наёмников - меньше патронов и чёткий приказ стрелять по ногам, чтобы богатенькие бездельники не обиделись. Казалось бы, что могло пойти не так?

Да всё, что угодно. Среди игроков нашлись откровенные психопаты, которым нельзя давать оружие даже в шутку. А потом игроки совершили невозможное: придумали военную хитрость и взяли в плен наёмников, тут и началось веселье... Впрочем, сюжет выкинет ещё не один "вот это поворот".

Такая вот социалистическая
"Королевская битва" с идеологическим подтекстом: мол, чего только эти капиталисты не придумают... Под таким предлогом можно показывать любую бяку. Удобно!

"Капкан для наёмников"/Capcana mercenarilor (Румыния, 1980)

1918 год. Австро-Венгрия трещит по швам, Трансильвания надумала отделяться и присоединяться к Румынии. Немецкий полковник, который заправляет в одной деревеньке, нанимает отряд бывших солдат, отбросов войны, чтобы навести порядок среди своих холопов. Наёмники устраивают массовый расстрел, а тех, кто отказывается это делать, расстреливает сам полковник.

Об этих делах узнают в румынской армии, но выслать целое подразделение на подмогу крестьянам не могут. В итоге отправляется один суровый майор в составе группы общим числом семь человек... Ну конечно, семь!

Только к середине фильма (голова - это моё слабое место) я допетрил, что смотрю самый настоящий вестерн. Как раз на том моменте, когда наёмники приходят в деревню для очередной карательной акции, а там, посреди улицы, в полной тишине сидит майор, в кресле-качалке, да с американским винчестером. Немая сцена... в вестернах обычно предшествующая кромешной пальбе. Так и здесь.

Помимо нескольких мощных перестрелок здесь есть много других напряжённых и брутальных сцен. И, главное, оригинальных: не помню, где ещё я видел дуэль на гранатах. Ещё есть дуэль на стаканах и дуэль на мясорубках. (Ладно, про мясорубки пошутил.) Характеры героев прописаны отлично. Местами наличествует странный юмор - когда полковник устраивает наёмникам экзекуцию в смоле и перьях. В целом - чудесный суровый истерн.

"О-би, О-ба – Конец цивилизации"/O-bi, O-ba. Koniec cywilizacji (Польша, 1984)

Прошёл год после ядерной войны. Тысяча человек выживших ютится в бункере и потихоньку шизеет. Ходит слух, что скоро прилетит некий ковчег и всех заберёт в светлое будущее. Местная власть всё отрицает, хотя втайне сама распускает эти слухи. Крыша бункера тем временем трещит.

Главный герой в исполнении Ежи Штура ходит туда-сюда и общается с разнообразнейшими психопатами. А крыша тем временем всё трещит. И никакого ковчега нет. Точнее, вроде как есть, но... в общем, нету.

Это опять же постапокалиптика притчевого типа. То есть, из фильма невозможно узнать, как вели бы себя люди в случае реального апокалипсиса. Тут всё очень многоумно и иносказательно. Беда в том, что это ещё и сатира на советский строй в Польше, а любая сатира быстро устаревает. Сейчас фильм кажется просто ещё одним унылым арт-хаусом. "Что автор хотел сказать" - понятно, а больше тут ничего нет. Сюжета мало, концовка псевдоглубокомысленная.

"Медиум"/Medium (Польша, 1985)

1933 год. В город Сопот приезжает несколько человек, общего у них то, что никто из них не может вспомнить, зачем он сюда прибыл. Дальше - больше: эти люди начинают совершать странные вещи. Сыщик, который волей случая оказывается втянутым в эту историю, обнаруживает, что несчастными мысленно управляет некий медиум. Они нужны волшебнику, чтобы осуществить некий зловещий план...

Сначала скучновато и не всегда понятно, что происходит, но главное - что-то всё-таки происходит. (Как мы уже знаем, такой роскошью режиссёры из стран Соцлагеря нас не всегда балуют.) Ближе к финалу всё проясняется. В целом - интересный полумистический триллерок.