Найти в Дзене
Петр Власов

Гражданская война в Испании: испанские асы-республиканцы

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Как уже говорилось в статье об асах испанских националистов, летная подготовка в довоенных ВВС Испании находилась на крайне низком уровне; поэтому в первые же месяцы войны значительная часть пилотов и в националистической, и в республиканской авиации была потеряна – как в воздушных боях, так и в многочисленных авариях и авиакатастрофах. Из-за возникшего недостатка летного состава республиканское правительство объявило о наборе в авиацию молодежи, желающей освоить летное дело. А Советский Союз обеспечил ускоренное обучение этих испанцев, для чего в Кировабаде была организована авиашкола (ландшафт вокруг этого города очень похож на испанскую местность). Несмотря на поспешность подготовки, качество обучения в этой школе находилось на достаточно высоком уровне – ведь практически все «высшие» асы-испанцы Республики стали летчиками уже только в ходе гражданской войны, и были они выпускниками Кировабадских курсов…

Francisco Tarazona Toran

-2

Франсиско Таразона Торан (1915-1988) родился и провел детство в Мексике; на историческую родину в Испанию он вернулся уже в подростковом возрасте. С началом гражданской войны чертежник Таразона вызвался стать летчиком, и в январе 1937 года его отправили в СССР, в Кировабадскую авиашколу, готовившую для Испанской республики пилотов.

В июне того же года сержант Таразона Торан вернулся в Испанию и вступил в состав эскадрильи Бориса Смирнова, воевавшую на Северном фронте на истребителях И-16. За август 1937 Торан сбил два вражеских истребителя, но в октябре и он был сбит над вражеской территорией. Спасшись из падающего самолета на парашюте, раненый Франсиско сумел обойти неприятельские заслоны и выбраться к своим.

В марте 1938 Таразона перешел в испанскую 21-ю авиагруппу «Москас», воевавшую на Арагонском фронте, а в августе сержант Торан принял под командование 3-ю эскадрилью этой группы (офицерское звание лейтенанта он получил только в сентябре). В начале декабря Таразона угодил в госпиталь: получил травмы при аварии (на его И-16 во время взлета заклинил двигатель), Не долечившись, Торан сбежал в свою авиагруппу, и 30 декабря одержал свою последнюю победу – сбил Мессершмитт-109. В начале февраля, когда небо уже было в руках противника, Таразона попытался взлететь для отражения немецкой атаки на его аэродром, но на взлете был сбит Мессершмиттом. Испанец выжил буквально чудом, но больше воевать ему уже не пришлось: националисты одержали победу, и Торану пришлось спасаться во Франции, а затем он вернулся в Мексику, где стал пилотом пассажирских лайнеров.

Испанцы утверждают, что в общей сложности Франсиско Таразона Торан за время гражданской войны одержал 19 воздушных побед, и считают его самым результативным асом Республики. Правда, из этих побед только 9 были личными; еще 8 – групповыми, а 2 не имели подтверждения (но почему-то засчитываются ему в общее число побед).

Antonio Arias

-3

Печатник Антонио Ариас (1915-1991) был ярым приверженцем социализма, из-за чего отсидел 2 года в тюрьме, а с началом гражданской войны сразу же записался добровольцем в ополчение Республики. В роли пехотинца он успел поучаствовать в сражениях на фронте прежде, чем его перевели в авиацию и в январе 1937 отправили в СССР учиться искусству пилотирования.

Вернувшегося в августе в Испанию уже летчиком Антонио Ариаса определили в воевавшую на Арагонском фронте на монопланах И-16 эскадрилью Ивана Девотченко. За два месяца пребывания в этой части Ариас успел одержать две личные и одну групповую победы; еще два победы он не смог подтвердить. А в ноябре Антонио перешел в только что сформированную 4-ю испанскую эскадрилью «Москас» Мануэля Зараузы, и в ее составе принял сражался в битве при Теруэле. До февраля 1938 он успел одержать еще 4 победы (1 из них не получила подтверждения), но затем на взлете попал в аварию и с тяжелым ранением угодил в госпиталь.

Ариас вернулся в свою часть в апреле, уже в звании лейтенанта, и принял участие в боях над Левантом, а затем в наступлении на Валенсию. В июле он возглавил свою 4-ю эскадрилью, и но новом, улучшенном И-16 тип 10 вступил в сражение за Эбро. В декабре его эскадрилья дралась в Каталонии, и в этих ожесточенных боях она понесла тяжелые потери; а в феврале 1939 оставшиеся без самолетов Ариас и его немногие уцелевшие летчики пешком пересекли границу Франции, уходя от победителей-националистов.

Вскоре Антонио, как и многие другие республиканские летчики-истребители, перебрался в СССР. С началом Великой Отечественной войны Ариас вступил ВВС Красной Армии и участвовал в обороне Москвы. В 1942 году он возглавил 2-ю эскадрилью 964-го ИАП, воевавшего на Ленинградском фронте. После окончания войны жил в Минске, а в 1990 вернулся в Испанию.

Всего за время гражданской войны в Испании Антонио Ариас сбил 9 самолетов лично, и 5 – в группе; еще 2 победы он не смог подтвердить (однако западные исследователи вносят их в общее число, утверждая, что на счету Антонио 16 воздушных побед). Во время Великой Отечественной войны Ариас сбил один и повредил еще один бомбардировщик.

Jose Maria Bravo Fernandez

-4

Спортсмен-планерист Хосе Мария Браво Фернандес (1917-2009) с началом гражданской войны добровольно вступил в авиацию Республики, и в августе совершил несколько боевых вылетов на разведывательных самолетах; однако в сентябре был отстранен от полетов, так как не являлся официально призванным рекрутом. Пришлось ему в январе 1937 отправиться на учебу в СССР, откуда он вернулся уже в мае, и был зачислен в 21-ю авиагруппу «Москас», воевавшую на Арагонском фронте. Первые свои воздушные победы Браво Фернандес одержал в сентябре (сбил 2 Fiat CR-32); а к декабрю, когда он стал заместителем командира эскадрильи, на счету Браво числилось уже 4 сбитых вражеских самолета.

В апреле 1938 лейтенант Хосе Браво стал командиром 3-й эскадрильи в своей 21-й авиагруппе. Из-за эскадрильной эмблемы – рисунка костяшки домино – эту эскадрилью прозвали «Двойная шестерка».Во главе 3-й эскадрильи Браво Фернандес сражался над Валенсией и Эбро. В августе Браво передал свою эскадрилью Торазона Торнану, а сам стал заместителем командира 21-й авиагруппы, и оставался в этой должности до конца войны. После поражения республиканцев Фернандес скрылся во Франции, а потом перебрался в Советский Союз. После нападения Германии на СССР Хосе Браво вступил в РККА, и поначалу служил в диверсионном подразделении, выполнявшем задания в тылу врага. Затем его перевели в ВВС – сначала командиром 3-й истребительной эскадрильи 481-го ИАП, а впоследствии Хосе Браво командовал 485-м и 96-м истребительными полками. В 1943 Браво Фернандес участвовал в сопровождении самолета Сталина в Тегеран и обратно. Демобилизовался в 1948 году в звании подполковника. В Испанию вернулся в 1960 году.

За время гражданской войны Хосе Мария Браво Фернандес совершил 1.120 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев. По утверждениям самого летчика он одержал за это время 23 победы; однако в официальных документах его авиагруппы за Хосе Браво числятся 15 побед: 9 личных, 5 групповых и 1 неподтвержденная. В Великую Отечественную войну побед за Фернандесом не числится.

Vicente Castillo Monzo

-5

19-летний Висенте Кастильо Монзо (1917-1981) в декабре 1936 года записался на начальные курсы пилотов, и в январе 1937 был отправлен в СССР, в Кировабадскую авиашколу для испанцев, пожелавших стать летчиками. По окончании ускоренного курса сержант Кастильо Монзо в июне того же года вернулся в Испанию и получил назначение во 2-ю эскадрилью 26 авиагруппы, оснащенной советскими истребителями И-15. С июля 1937 Монзо сражался над Брунетом, и уже в первом своем бою сбил Не.51. В августе его счет пополнился еще четырьмя победами, а в сентябре – еще двумя (5 Fiat CR-32 и 1 Ro-37). В октябре его эскадрилья воевала над Эбро, где в основном занималась штурмовками вражеских аэродромов, а зимой 1937-1938 гг участвовала в операции у Теруэля. В это время Кастильо Монзо получил звание лейтенанта, и вместе с отведенной с фронта эскадрильей отправился на отдых в Валенсию.

В июле он вновь принял участие в боях – теперь уже в качестве командира эскадрильи. Сражаясь над Леванте и Эбро, Монзо в сентябре довел свой счет до 13 личных побед. В декабре 1938 капитан Кастильо Монзо возглавил всю 26-ю авиагруппу, сменив раненного в бою командира. Под его руководством авиагруппа перебазировалась на центрально-южный участок, чтобы сражаться над Эстрамадурой. После поражения республиканцев Кастильо не удалось перегнать свою группу в нейтральную зону – наземный персонал отказался заправлять самолеты топливом, и они были захвачены националистами. Плененный Мозо был приговорен к расстрелу, однако затем расстрел заменили пожизненным заключением. Но в 1943 году Кастильо Монзо был освобожден по амнистии.

В рейтинге испанских асов Республики Монзо занимает только четвертое место; однако все его 13 побед были личными, т.е. теми, которые среди летчиков котируются, как наиболее значительные. И если учитывать это, то Висенте Кастильо Монзо может претендовать на первое место в списке асов Республики – ведь все остальные его конкуренты оказались впереди за счет большого числа групповых побед, и даже прибавленных к счету побед не подтвержденных (которых, возможно, в реальности и не было).

Andres Garcia La Calle

-6

Сержант Андрес Гарсия Ла Калле (1909-1976) к началу гражданской войны был уже опытным пилотом (лицензию пилота получил еще в 1929 году). Он отличился уже в первых боях над Сьерра-де-Мадрид и над Эстремадурой: в июле 1936 он сбил бомбардировщик Breguet-19; в августе - бомбардировщик Ju-52 и истребитель Fiat CR-32, а в сентябре – еще один Ju-52. Все эти победы Гарсия Ла Калле одержал на устаревших истребителях: на Nieuport-52, Loire-46 и Hawker Fury. Когда же к ноябрю в его эскадрилье все старые самолеты иссякли (сбитыми, разбитыми в авариях и списанными из-за тяжелых повреждений), Гарсия… уехал в отпуск в Барселону.

В ноябре «оставшийся безлошадным» летчик был отозван с отдыха и определен в недавно прибывшую в Испанию советскую эскадрилью Павла Рычагова, летавшую на бипланах И-15. Вместе с русскими Гарсия Ла Калле сражался над Мадридом до февраля 1937, после чего его произвели в офицеры и назначили командиром первой испанской эскадрильи, оснащенной советскими истребителями И-15. Под командой Гарсия эта эскадрилья добилась значительных успехов над Гвадалахарой, Харамом и Теруэлем, но потеряла сбитыми половину своих самолетов и пять летчиков погибшими.

В июне 1937 Гарсия Ла Калле был отправлен в Советский Союз – быть инструктором в Кировабадской авиашколе, готовившей молодых испанских летчиков. Весной 1938 года Гарсия вернулся в Испанию, где получил задание сформировать на основе канадских бипланов Grumman GE-23 «Delfin» авиагруппу, предназначенную для штурмовок вражеских наземных войск. Во главе этой группы Ла Калле участвовал в битве при Эбро; однако сам он в это время летал мало, так как был прикомандирован к командному пункту генерала Модесто. После поражения Республики Гарсия Ла Калле перебрался во Францию, а при захвате этой страны немцами бежал в Мексику.

Всего за время участия в боях Ла Калле одержал 7 личных побед, причем 5 из них - в трудный начальный период, когда ему приходилось летать на устаревших тихоходных и слабо вооруженных машинах.

Гражданская война в Испании: истребители республиканцев (иностранного производства)

Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.): истребители франкистов

Гражданская война в Испании: истребители республиканцев (советского производства)

Гражданская война в Испании: лучшие асы испанских националистов

Гражданская война в Испании. Итальянские асы

Гражданская война в Испании. Немецкие асы Легиона «Кондор»

Гражданская война в Испании. Советские асы-интернационалисты

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме истории авиации и авиационных асов.