Найти в Дзене

Будет ли третья кома? ( С. Филипенко «Бывший сын»)

Оглавление

Моя Беларусь, начиная с 1996 года, когда был проведен референдум по её руссификации, живет яркими кратковременными вспышками. Они происходят во время президентских выборов и заканчиваются гражданской комой до следующей кампании.

Для иностранцев, братьев россиян и большей части населения это кипение и засыпание — незаметное рядовое событие. Все изменилось в августе 2020 года после смерти Александра Тарайковского возле ст. м. «Пушкинская». О символизме говорить не хочется, слишком болит, но то, что первая смерть белорусского протеста случилось на станции, названной в честь «отца современной русской литературы» — факт...

Сегодняшняя заметка о более далеких событиях, которые описаны в романе Саши Филипенко «Бывший сын». В будущем его будут изучать в школах, как роман–метафору о темных временах «белорусского агрофашизма».

Обложка романа, https://snob.ru/profile/26598/blog/70574
Обложка романа, https://snob.ru/profile/26598/blog/70574

Содержание и метафоры

Главный герой романа подросток Франциск, которого воспитывает любящая бабушка Эльвира Александровна. Во внуке она души не чает и готова сделать все, чтобы он закончил престижное музыкальное училище. Но вместо «памяркоўнай»* судьбы и трудоустройства в президентский оркестр, Франциск после трагической давки на ст. м. «Немига», впадает в кому (опять–таки метро выступает сакральным местом в современной белорусской истории).

Кроме бабушки, в его исцеление никто не верит. Даже мать Франциска больше занята собственной жизнью, тем более ее роман с главврачом больницы, в которой лежит сын, перерастает в официальный брак. Так Франциск, ничего не подозревая, обретает отчима. На уровне метафор этот треугольник расшифровывается просто:

Франциск — Беларусь молодая,

мать — Беларусь постсоветская,

главврач — президент.

В коме Франциск обречен пролежать 10 лет. Перед тем, как он из нее выйдет умрет бабушка, а в остальном жизнь мало чем будет отличаться от конца девяностых. Разве что мобильники появятся и начнется предвыборная гонка 2010, которая станет самым масштабным политическим событием за последние годы. Закончится все трагично — взрывом на ст. м. «Октябрьская», в результате которого погибнут 15 человек и 2 будут расстреляны. И снова метро — как место исторической трагедии…

Примечание: *— размеренной.

Саша Филипенко, joindiaspora.com
Саша Филипенко, joindiaspora.com

__________________________________________________________________________________________

Также вас может заинтересовать:

__________________________________________________________________________________________

Концентрированный роман

Хронотоп романа растянувшийся на 12 лет (1999-2011) Саша Филипенко смог уложить в 200 страниц. Причем, ощущения конспектности, как в случае с «Воскресением» Л. Н. Толстого не возникает. Напротив, перед нами сконцентрированный роман, в котором галерея героев достаточно полно презентует белорусскую действительность.

За короткие диалоги и монологи автор прорисовывает характеры, пусть многое приходится конструировать самостоятельно, но картинка изначально дается в объеме. В таком интерактивном подходе, наверное и кроется особенность творческого метода Филипенко — подтолкнуть читателя к активной актерской работе. Сценарий готов — действуйте!

К тому же подкупает динамика событий — «Бывший сын» читается увлекательно и быстро. Сказывается опыт автора в написании сценариев для российских ток–шоу «Прожекторперисхилтон» и «МультЛичности». Разумеется, некоторым читателям может не хватить детализации образов, но это уже особенности восприятия и вкуса.

Кадр из ток-шоу «Прожекторперисхилтон», из свободных источников
Кадр из ток-шоу «Прожекторперисхилтон», из свободных источников

__________________________________________________________________________________________

Также вас может заинтересовать:

__________________________________________________________________________________________

Нерусский роман (заочная полемика с Идовым)

Оценивая роман «Бывший сын», на то время главный редактор журнала «GQ Россия», Михаил Идов подчеркнул, что «несмотря на скромные размеры и белорусскую фактуру, вы держите в руках настоящий большой русский роман...» (другие оценки здесь).

В противовес Идову хочется сказать, что «Бывший сын» — это все-таки белорусский роман. Разумеется, оба обобщения субъективны. К слову, сам Филипенко, в одном из интервью признавался, что не любит обобщения, потому что все разные: у белорусов есть Лукашенко и есть Колесникова…

Тем не менее мое читательское убеждение таково, что

белорусский роман, в отличие от русского — это роман не мировоззренческий.

В нем нет Богоискания, и попыток найти координаты существования. В нем изначально ясно, что хорошо, а что плохо. А вот русский роман, зачастую живёт широко и шатается от полюса к полюсу в поисках истины (Л. Улицкая «Д. Штайн», рассказ Лескова "Чертогон", романы Толстого и Достоевского).

Михаил Идов, кролик и русский роман, https://101.ru/news/id/13819
Михаил Идов, кролик и русский роман, https://101.ru/news/id/13819

__________________________________________________________________________________________

Также вас может заинтересовать:

__________________________________________________________________________________________

Путь патриота или 3+1

«Бывший сын» — это роман ответов и решений, в первую очередь, для настоящих патриотов, потому что у них болит. После 2010 года у таких людей осталось всего несколько вариантов существования:

  1. Погибнуть в минском метро.
  2. Не погибнуть в минском метро и остаться.
  3. Не погибнуть в минском метро и уехать.

Ключевое здесь теракт в минском метро. Этой трагедией и отношением к ней определяется белорускость. В такие экзистенциальные минуты нация выходит из комы, а потом... снова в нее входит.

Франциск, как уже отмечалось выше, пробыл в коме между Немигой–99 и взрывом–2011. Будь у романа вторая часть Циск (так называли Франциска друзья и сам автор) вновь впал бы в кому. На этот раз между взрывом–2011 и выборами–2020.

Ах, да. Есть ещё и 4 вариант выхода из антиутопической реальности — примерить петлю, как поступил Стас по примеру дикаря из «Дивного мира» Хаксли.

Дивный Олдос Хаксли, https://brewminate.com/the-talented-mr-huxley/
Дивный Олдос Хаксли, https://brewminate.com/the-talented-mr-huxley/

__________________________________________________________________________________________

Также вас может заинтересовать:

__________________________________________________________________________________________

Амбивалентный прием: свои vs чужие

Филипенко нашёл удачный амбивалентный приём, который позволяет писать обще и одновременно конкретно. На протяжение всего романа автор почти не упоминает имён, мест и т. д. Вместо этого он пишет «известный музыкант», «площадь человека, который сделал то-то». Кто знает, тот поймёт, а кто не знает, тому и не надо!

Получается, одни и те же слова одновременно определяют своих (белорусов в теме) и чужих (белорусов и не белорусов не в теме), и, что не менее важно, позволяют не загромождать текст названиями.

Если автор хочет кого-то выделить, то пишет прямо его фамилию. Например, упоминает Михалка и песню" Грай". Думаю, это выделение не случайно ещё и потому, что Михалок и Филипенко — «идейные товарищи». Они выбрали одинаковый путь. Оба после теракта уехали. Им стало предельно ясно, что в мамином браке с отчимом, бывший сын ей ни к чему... Однако экзистенциальный август заставил вернуться «бывших детей», а также родил новых. И в очередной раз перед каждым белорусом встал простой и жёсткий вопрос:

«Будет ли третья кома?»

Сергей Михалок, https://imphoto.com.ua/atlas-weekend-2016/
Сергей Михалок, https://imphoto.com.ua/atlas-weekend-2016/

__________________________________________________________________________________________

Также вас может заинтересовать:

__________________________________________________________________________________________

Если понравилось — подписывайтесь на блог и ставьте лайк!