Как часто при покупке продуктов питания Вы смотрите на их этикетки? Практика показывает, что у большинства покупателей, нет времени, возможности и желания читать информацию на упаковках, которая, плюс ко всему ещё, и напечатана мелким шрифтом. Именно поэтому большая часть потребителей выбирают продукцию известных марок, которые видели в рекламе, или покупают совету знакомых.
С каждым годом на полках магазинов и масс-маркетов все чаще на продуктах питания встречаются такие кричащие термины как:
- «СВЕЖИЙ»;
- «БЕЗ ДОБАВОК И КОНСЕРВАНТОВ»;
- «НЕ СОДЕРЖИТ САХАРОВ»;
- «НАТУРАЛЬНЫЙ»
- «ДИЕТИЧЕСКИЙ»
- «БЕЗ ГМО и др.
Если вы теряетесь, читая подобные этикетки, спешу Вас обрадовать, что вы не одиноки. Так как же покупать качественные продукты? Правильно читая этикетки. Секрет состоит в том, если научиться считывать НУЖНУЮ информацию, которая там есть (а это точно - закон обязывает), можно узнать много интересного, и делать полезные и здоровые покупки, окажется простым делом. Итак перед тем как положить к себе в корзину тот или иной продукт необходимо обратить внимание на следующие сопоставляющие любой этикетки.
1. НАИМЕНОВАНИЕ ПРОДУКТА.
Согласно техническому регламенту, название продукта должно достоверно его характеризовать, для чёткого понимания, что перед вами – молоко, молочный продукт, йогурт или кефир.
Не путайте наименование и название продукта.
Придуманное название может быть любым например «Котлеты тёти Вали», «Домашние котлеты». Наименование же должно быть чётким: «Полуфабрикаты рубленые, панированные из мяса цыплят-бройлеров».
Компоненты не входящие в состав продукта, в наименовании указывать запрещено. Например, в йогурте вместо черники – черничный ароматизатор, нельзя называть продукт «Йогурт с черникой». Только «Йогурт со вкусом черники» или «Йогурт с ароматом черники».
2. СОСТАВ.
Данный пункт состоит из нескольких правил:
Первое правило.
Все ингредиенты всегда указываются по степени уменьшения их содержания в продукте. То есть первый ингредиент в списке, находится в самом большем количестве далее по убыванию.
В обязательном порядке указываются:
- Усилители вкуса;
- БАДы;
- Ароматизаторы;
- Красители;
- Пищевые добавки Е;
- Особые надписи и предупреждения;
Потенциальные аллергены: арахис, аспартам, горчица, диоксид серы, злаки содержащие глютен, кунжут, люпин, моллюски, ракообразные, рыба, молоко, лактоза, орехи, сельдерей, соя, яйца, продукты переработки вышеперечисленных ингредиентов.
Не указываются в составе:
- вещества, входящие в состав одного или нескольких компонентов и не изменяющие свойств пищевой продукции, содержащей такие компоненты;
- технологические вспомогательные средства;
- растворители, входящие в состав ароматизаторов или пищевых добавок;
- вода, если она используется для восстановления концентрированной, сгущенной или сухой пищевой продукции, либо входит в состав жидкого компонента, указанного в составе пищевой продукции.
Второе правило.
В Российской Федерации производитель не обязан указывать пищевую ценность продукта подробно. Достаточным будет соотношение: белков, жиров, углеводов, и энергетическая ценность продукта.
На импортных продуктах согласно ВОЗ указываются, количество трансжиров, ненасыщенных жиров, сахара, количество клетчатки.
Третье правило.
Золотое правило: чем КОРОЧЕ состав, тем ЛУЧШЕ. Не все слова в составе могут быть понятны – это нормалью. Поэтому чем короче состав, тем меньше шансов съесть то, что не входило в ваши планы.
3. СРОК ГОДНОСТИ И УСЛОВИЯ ХРАНЕНИЯ.
Дата изготовления указывается в формате:
- ЧЧ.ДД.ММ – для продуктов чей срок годности до 72 ч.
- ДД.ММ.ГГГГ – для продуктов чей срок годности от 72 ч до 3 мес.
- ММ.ГГГГ – для продуктов чей срок годности 3 месяца и более
- ГГГГ – для сахара.
Согласно Санпину, срок годности рассчитывается с запасом.
А вы читаете этикетки пищевых продуктов?