«Тогда Иисус сказал ему в ответ: “...на этом камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее”» (Мф. 16:17, 18).
Принимаясь за изучение истории церкви — от отступничества до возврата к ней, — мы должны сначала понять, какой она была в самом начале.
«Церковь Христова, какой ее изначально создал Иисус, это совершенная организация, имеющая божественную структуру. Поскольку Спаситель является ее главой (Кол. 1:18) и краеугольным камнем ее основания (Еф. 2:19, 20), то богоугодны в ней только те особенности, которые Он Сам определил для нее в Своем верховном и являющемся единственным авторитетом для нас документе — Новом Завете. “...Церковь повинуется Христу...” (Еф. 5:24). Ни человек, ни группа людей, ни какой-либо церковный орган не имеет власти от Бога менять какие бы то ни было ее черты» (Дж. Толле).
Новый Завет много и подробно говорит о каждой грани церкви. Слово “церковь” в Писаниях встречается 114 раз: в Евангелии от Матфея, в Деяниях, в посланиях — римлянам, 1 и 2 коринфянам, галатам, ефесянам, филиппийцам, колоссянам, 1 и 2 фессалоникийцам, 1 Тимофею, Филимону, евреям, Иакову, 3 Иоанну, а также в Откровении.
Слово “церковь”, происходящее от кириакос, что значит “то, что принадлежит Господу”, соответствует греческому слову экклесиа, употребленному в Новом Завете. Буквально экклесиа означает “собрание граждан, созванных из своих домов в некое общественное место” (Уилки и Гримм).
В Новом Завете слово экклесиа употребляется для обозначения любого собрания:
1. христианского (Деян. 12:5; 14:27; 1 Кор. 11:18).
2. языческого (Деян. 19:32-41).
3. иудейского (Деян. 7:38; Евр. 2:12).
По отношению к экклесиа Христа это слово вошло в употребление для обозначения как фактического собрания (Деян. 12:5; 1 Кор. 11:18; 14:4, 5, 12, 19, 28, 34, 35), так и “сообщества” верующих (собранных вместе или нет). Во-первых, оно означало это “сообщество” в местном смысле (Деян. 5:11; 12:1; Рим. 16:1, 5, 16; Фил. 4:15; Отк. 1:11). Во-вторых, оно относилось ко всем христианам в более широком, “универсальном” смысле “для обозначения совокупности всех местных церквей, которые, таким образом, рассматриваются как образующие одно тело” (Ламберт) (Мф. 16:18; 18:17; 1 Кор. 12:18; Гал. 1:13; Еф. 5:23-32).
Установленной Иисусом церкви не было дано вдохновенного собственного имени. Но она имеет разные обозначения описательного характера, включая следующие:
НОВОЗАВЕТНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЦЕРКВИ
1. тело Христа (Еф. 1:22, 23)
2. церковь Господа (Деян. 20:28)
3. церкви Христовы (Рим. 16:16)
4. церковь святых (1 Кор. 14:33)
5. церковь первенцев (Евр. 12:23)
6. невеста Христа (Отк. 21:9; см. Еф. 5:22, 23)
7. семья Бога (Еф. 3:15; СП)
8. Божье стадо (1 Пет. 5:2)
9. стадо Христа (Ин. 10:16)
10. общее собрание (Евр. 12:23)
11. Божье строение (1 Кор. 3:9)
12. Божья нива (1 Кор. 3:9)
13. Божье наследие (1 Пет. 5:3)
14. вышний Иерусалим (Гал. 4:26)
15. новый Иерусалим (Отк. 21:2)
16. дом Христа (Евр. 3:6)
17. дом Божий (1 Тим. 3:15)
18. свои Богу (Еф. 2:19)
19. столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15)
20. дом духовный (1 Пет. 2:5)
21. храм Божий (1 Кор. 3:16, 17)
22. церковь Божья (1 Кор. 1:2)
Эти обозначения показывают, чем является церковь, а также определяют разнообразные отношения, которые она поддерживает с Богом и Христом. Ни одно из этих выражений не является исключительным термином, данным Богом для обозначения церкви.