Я вам уже рассказывал о князьях забытого княжества Белозерского. Белозерские князья так же, как и князья Ярославские, быстро прирастали численностью и начали дробить свое княжество на все более мелкие уделы. Как и в ярославских землях, в Белом Озере тоже не было счету всем этим крохотным Андожским, Вадбольским, Сугорским, Карголомским и прочим Шелешпанским княжествам, которых никто и никогда не помнит.
В истории повезло остаться разве что Кемскому княжеству – спасибо Михаилу Булгакову, вставившему в пьесу «Иван Васильевич» реплику шведского посла про «Кемску волость» и режиссеру Леониду Гайдаю. Любопытно, что в России было две Кемских волости - одна в Белозерском княжестве, вотчина князей Кемских, тянущаяся по берегам реки Кема, впадающей с севера в Белое озеро. Другая - не на Белом озере, а на Белом море, столицей тамошней волости был нанешний город Кемь. Какую из них имел в виду Булгаков - непонятно, хотя шведам, конечно, ближе беломорская.
Да Ухтомскому княжеству – в основном стараниями самих князей Ухтомских, потерявших удел, но не переставших служить России, и чрезвычайно много для нее сделавших. Можно долго перечислять достойных представителей фамилии: начиная от Василия Ивановича Ухтомского – отличившегося в Казанском походе 1469 года старшего сына последнего удельного князя Ухтомского.
И заканчивая Алексеем Алексеевичем Ухтомским, одним из виднейших советских физиологов и религиозным подвижником, бывшим одновременно академиком Академии наук СССР и епископом Охтинским.
Что касается самого города Белое Озеро, то его первая история закончилась в 1352 году во время эпидемии чумы (она же «моровая язва» русских летописей), уничтожившей практически всех жителей города.
После этого суеверные средневековые люди основали Белозерск заново на новом месте, в 17 километров западнее старого – там он располагается и поныне. А на месте прежнего «варяжского городка» была поставлена часовня – вот ее цветная фотография, сделанная С. М. Прокудиным-Горским в 1909 году.
К сожалению, это все, что осталось – место, где был основан древний русский город, ушло под воду в 1961 году при наполнении Шекснинского водохранилища.
Уже из нового города белозерская дружина ушла на Куликовскую битву, где погибли оба рубившихся в сече князя - Федор Романович Белозерский и его сын Иван – а подвиг белозерских воинов навсегда остался в строках древнерусской «Задонщины»:
«Уже те соколы и кречеты и белозерские ястребы за Дон быстро перелетели и ринулись на несметные стаи гусиные и лебединые. То ведь были не соколы и не кречеты, — то налетели русские князья на силу татарскую».
А через 9 лет после этого город был присоединен к Москве. Под рукой московских князей он пережил и Ивана Великого и его жену Софью Палеолог, которая пряталась здесь со своим двором перед нашествием хана Ахмата, и Ивана Грозного, подарившего городу герб, и Смутное время, когда город был «взят на меч» и разорен – после чего уже навсегда утвердился в статусе маленького тихого провинциального городка.
Одного из тех многочисленных русских городков, где жизнь не течет, а стоит, время как будто заколдовано-закольцовано и ничего никогда не меняется.
И лучшим доказательством этому служит история белозерского герба. Но об этом уже в следующий раз.
____________
Это отрывок из новой главы моей книги об исторических регионах России "Царский титул в картинках" - https://author.today/work/76682