Найти тему
npushechka

"Добродетель эгоизма"

Увидев в библиотеке книгу с таким названием, мне сразу вспомнились слова бывшего: "Насть, это эгоистично!". И как же меня задевала эта фраза (а казалось бы да, что плохого в любви к себе?). Всем известно, что задевает нас именно то, что в нас есть, а мы упорно не хотим это принимать. Интересно смотреть на человека, который с пеной у рта доказывает насколько он "не такой". Так вот и я с этим эгоизмом ношусь и изо всех сил стараюсь выпячивать внутреннего альтруиста, чтобы только никто из окружения не смог сказать, что я отдаю предпочтение себе.

Позвольте заметить, что именно название отражает основную мысль книги. Добродетель. Слово это определяется, как положительное нравственное качество. Разумный эгоизм, вот о чем идет речь. "Добро для человека не требует его собственных жертв и не может быть достигнуто с помощью чьих-то жертв", а иначе это уже паразитизм. В то же время, если мы говорим о повсеместном разумном индивидуализме, то чья-то "жертва", сделанная исходя из настоящего желания отдавать (не во имя чего-то), совсем и не жертва, а осознанный шаг.

Книга призывает сформировать для себя постулаты/истины/мнения и следовать им, опираясь на разум. Ценностная структура строится разумом и логикой. "Основные ценности человека отражают его сознательный или бессознательный взгляд на себя самого и на свое существование". При сохранении нейтралитета можно в секунду записать себя в ряды зла. Не имея сформированный взгляд на события и вещи, нельзя говорить о здравом эгоизме. "Я не хочу быть абсолютно хорошим, но, пожалуйста, не считайте меня абсолютно плохим". Раньше я и придерживалась такой политики: "Я так чувствую" или "Мне так комфортно". Книга не о слепом подчинении прихотям и чувствам, а о том, что нужно мыслить и создавать структуру добра и зла, только в таком случае можно говорить об эгоизме.

Айн Рэнд достаточно радикальна и достаточно смело, и иногда даже грубо, выражает свои мысли. Нельзя с ней полностью согласиться по нескольким причинам:

1. Книга написана в 1964хх.

2. Разумный эгоизм, который описан в книге развивается в свободном капиталистическом государстве, а все мы знаем, что мы слишком далеки от этого.

3. Невозможно добиться стопроцентного уровня осознанности. И я говорю не про 100% осознанности, а про осознанность у 100% населения. Розовая мечта, которая всем нам свойственна.

Вряд ли эту книгу можно считать руководством к действию. Это философия. Это этика объективизма. Это наталкивает на мысли. Это заставляет сравнивать и примерять. Это интересно.

-2