Найти тему
TheatreHD

"Парк" глазами Лорана Илера

С юмором и лирикой, под музыку Моцарта, Анжелен Прельжокаж “вскрывает” коды соблазнения, от встречи до победы, разбудив по дороге чувственность.

“Парк” деликатно связывает классический танец с современным на сцене Парижской национальной оперы вот уже 27 лет. Лоран Илер был первым исполнителем мужской партии в этом балете, позднее был репетитором “Парка”. Французское издание Culturebox беседует с Лораном о том, как создавался один из самых знаменитых современных балетов.

Сцена из балета "Парк"
Сцена из балета "Парк"

- Поработать с современным хореографом, который создает свой спектакль с вами и на вас - было приключением, авантюрой для Этуали, коим вы тогда являлись?

Я был знаком с работами Прельжокажа, но до того момента ни разу не работал с ним. Мы обсуждали сюжет, вдохновленный произведениями классической литературы: Принцесса Клевская, Опасные связи... У меня было некоторое смутное представление о том, каким должен быть мой персонаж (распутник!), и этот характер читался и проявлялся по ходу работы и создания дуэтов. "Парк" считается балетом в трех действиях, каждое действие отмечено дуэтом главных героев. В первом есть дистанция, потом они сближаются, и кульминация - знаменитый дуэт третьего акта с тем самым летящим поцелуем.

Лоран Илер и Изабель Герен: Поцелуй
Лоран Илер и Изабель Герен: Поцелуй

- С кем вы танцевали ?

- С Изабель Герен. Анжелен действительно сочинил этот балет на нас двоих. Наши взаимоотношения, наша сценическая химия, конечно, были там задействованы. У нас была такая хорошая артистическая жадность. Хореограф был полностью в нашем распоряжении и расположен к коллективной работе: и мы с удовольствием творили вместе. У нас была возможность предлагать ему свои идеи, и это здорово: артисты несут свою ответственность за новый спектакль.

Выбрав музыку Моцарта, выбрав костюмы, соответствующие эпохе, использовав декор современный, но структурированный, он пошел навстречу театру, как и театр пошел навстречу ему. Это была настоящая встреча двух культур. Это балет, который не стареет, 27 лет это мало, но для балета это возраст. Да, “Парк” уже стал классикой.

Изабель Герен и Лоран Илер
Изабель Герен и Лоран Илер

- Классика ?

- С точки зрения проверки временем - да, конечно. С точки зрения темы, хореографии он звучит все так же актуально, как и тогда, когда был создан.

- Как происходил процесс создания балета?

- Мы чувствовали желание хореографа работать с нами. Мы были очень близки с Изабель, он мог “выращивать” свой балет, опираясь на нашу сценическую пару, он отталкивался от нас, от наших отношений. Я помню, что он впитывал и адаптировал, высвобождал всё, что мы могли ему дать. Это очень тактильный, плотский, очень чувственный балет, мы много касаемся друг друга, это идеальная история соблазнения между мужчиной и женщиной.

Это было чудесно, какая-то значительная часть нас была выпущена на свободу, что-то, что мы в себе раньше не исследовали и не использовали.

Изабель Герен и Лоран Илер, дуэт из третьего акта "Парка"
Изабель Герен и Лоран Илер, дуэт из третьего акта "Парка"

- Станцевать это “падение бастионов” дано не всем ?

- Тут нужно очень много искренности и смирения, принятия того, что собираешься сделать. Женщина решает покориться своим чувствам, войти в чувственную сферу, которую партнер предлагал ей с самого начала: он звал ее в путешествие по маршруту знаменитой Карты Нежности. В первом дуэте он касается ее икр, в эпоху Галантного века считавшихся эрогенной зоной, касается запястья; эти маленькие детали - шаги по пути, предложенному Картой Нежности. В какой-то момент он ее дразнит, в какой-то - демонстрирует свое уважение.

- В качестве репетитора вы что-то привносили в этот спектакль?

Репетиция балета "Парк"
Репетиция балета "Парк"

- Я пытался воспроизвести ту эволюцию, которую изначально предлагал хореограф, и позволить артистам самим создать что-то, что работало бы только для них, для их пары. Как во всех больших сюжетных балетах, нужна связь, химия в паре для того, чтобы история сработала. И особенно это важно в этом балете с его историей про эволюцию чувств. Но, конечно, я ничего никогда не менял в этом балете - это право хореографа. И Анжелен им пользуется, он иногда меняет мелкие детали, заново изобретает этот балет для новых поколений.

- Как выбирают исполнителей для этого балета?

- Ищутся пары, которые подходят друг другу, у которых может получиться развитие истории. У которых есть взаимопонимание, контакт… Я не был влюблен в Изабель, но у нас была химия, было ощущение соучастия. Всегда есть какой-то ключ.

Алис Ренаван и Матье Ганио в балете "Парк"
Алис Ренаван и Матье Ганио в балете "Парк"

- И есть стиль Прельжокажа?

- Да, есть техническая сторона, которую важно освоить, другая партерная техника, много отличий от классического танца. Но мы привыкли работать с очень разными хореографами, у нас есть способность к адаптации. У Анжелена своя культура, свой стиль, почерк - то, что отличает большого хореографа.

- Как вы относитесь к тому, что знаменитый Поцелуй использовали для рекламы?

- Шедевры должны путешествовать. Летящий поцелуй для Air France - в этом определенно что-то есть :) Отнимает ли это что-то у спектакля? Я не думаю.

"Парк" в афише проекта TheatreHD c 15 июня.