Электромобиль Tesla Model S стал настоящим прорывом в автопроме, однако, мало кто знает, что еще в 1976 году наши автоконструкторы уже выпускали настоящий электромобиль. Как он выглядел и что с ним произошло потом?
С чего все начиналось
В начале 80-х гг. ХХ века на Волжском автомобильном заводе была выпущена опытная партия электромобилей на базе серийного универсала ВАЗ-2102. Первым таким автомобилем с индексом 2102Э (позже — 21029) стало авто, сконструированное еще в 1976 году. В электрическом автомобиле от ВАЗ было всего 2 двери, он являлся закрытым двухдверным фургоном, имеющим гофрированные филенки вместо задних окон.
Новая машина поступила на рассмотрение к государственной комиссии в 1979 году. Электрическое авто было одобрено как перспективная разработка, комиссией было решено ставить транспортное средство на конвейер.
Производство не заставило себя долго ждать: в период с 1980 по 1981 год ВАЗ выпустил опытно-промышленную партию предсерийного авто с новым обозначением 2801. За год концерну удалось собрать 47 автомобилей. В новых прототипах были установлены никель-цинковые АКП, вес которых был перераспределен не на кузов, а на специальную алюминиевую раму. Разработкой никель-цинковых аккумуляторов, занималось НПО «Источник». Чтобы добраться до них, вместо задней правой двери сконструировали специальный люк.
Бампер для электромобиля позаимствовали у ВАЗ-21011.
Конструкция ВАЗ-2801
Сердцем автомобиля стал тяговой электрический двигатель ПТ-125 на 17 лошадиных сил, обеспечивающий разгон до 87 км/ч. Набор скорости до 30 км/ч происходил за 4 секунды.
Несмотря на большой вес аккумуляторов общая масса машины была сравнительно небольшая — 1615 кг. Чтобы рассчитать пробег авто на одном заряде батарей, необходимо было учитывать скорость передвижения. Если машина разгонялась до 60 км/ч, она могла проехать без подзарядки 85 км, если же скорость была ниже (40 км/ч) – 110 км. Отсутствие в конструкции транспортного средства большого количества массивных элементов позволяло растянуть запас хода на длительное время.
Чтобы привлечь внимание автолюбителей к экстраординарной новинке, инженеры-конструкторы разместить сбоку на автомобиле надпись «Электро». Она должна была символизировать, какой прорыв сделан в развитии советского автотранспорта.
Самой главной частью нового авто стал блок никель–цинковых аккумуляторных батарей, вес которых составил 380 кг! Аккумулятор заряжал электронный мотор, расположенный под капотом, мощность последнего составляла 25 кВт и 35 лошадиных сил. Заряженные батареи позволяли проехать 130 км — большое расстояние даже по современным меркам. Максимальной скорости в 87 км/ч фургон мог развивать несмотря на грузоподъемность в 320 кг.
В грузовом отсеке фургона довольно много места.
Люк, позволяющий добраться до аккумуляторной батареи, легко увидеть.
В целом можно отметить простоту конструкции ВАЗ-2801. Несмотря на это использовать такие автомобили было недостаточно удобно из-за:
- малого запаса хода;
- отсутствия необходимого количества зарядных станций, которых и сейчас дефицит, а раньше было совсем мало;
- большого веса аккумуляторов; высокой стоимости электрооборудования.
По этим причинам внедрить электромобили в массовое производство было очень сложно, общество еще не было готово к такому кардинальному прорыву. Несмотря на остановку проекта ВАЗ продолжил создавать электрокары, создав целый ряд опытных образцов электромобилей.
Где использовали автомобиль
Множество машин из этой серии приспособили для перевозки завтраков, почтовых отправлений, перемещению продукции на территории завода «Гарант». Много автомобилей осталось на службе в Тольятти, там они нашли применение на почте И внутри заводов. Например, два экземпляра ВАЗ-2801 голубого цвета, не имеющие какие-либо отличающие надписи, в 1983-1984 гг. трудились на 34-ом московском автокомбинате.
Основную часть электромобилей направили на территорию современной Украины. Там два электрофургона работали в Запорожье на заводе, занимающемся ремонтом телевизоров «Гарант». Также несколько машин отправили в Киев и Крым.
Выпущенные образцы 2801 смогли дожить и до наших дней. Конечно, электронную начинку со временем пришлось заменить на стандартные двигатели, однако ВАЗ-2801 в них все еще можно узнать. Такие образцы можно найти на автомобильных сайтах:
Несмотря на то, что электромобиль ВАЗ-2801 не прижился на дорогах СССР, он смог дать мощный толчок развитию электрокаров в нашей стране. Многие электронные автомобили выпускались на его основе, но в те времена уровень развития автопрома еще не позволял полноценно запустить процесс использования электрокаров: аккумуляторные батареи были несовершенны, невозможно было найти достаточное количество станций для подзарядки и т.д.
Если понравилась статья, поставьте лайк и посетите наш официальный интернет-магазин автозапчастей для ВАЗ - SV-Parts.ru. У нас регулярные акции и скидки, и сейчас, возможно, скидки на те запчасти, которые вы ищите! ;)