И вот мои длинные загребущие руки добрались до Harvest Moon: Friends of Mineral Town. Как-то я уже начинал проект в таком жанре, но быстро забросил, так как в целом не ясна суть того, что же тут вообще происходит. И для меня это нормально, ведь для меня все, что не имеет никаких явных признаков какого-то процесса в игре – непонятная хрень! А в Harvest Moon: Friends of Mineral Town главное не играть, а просто бегать по миру, все остальное придет само. И это оказалось самым сложным.
Что ты будешь делать в мире, где вообще нет никаких явных целей. Да, можно сказать, что такое предлагает любая игра в открытом мире, однако, как правило, там всегда есть куда примкнуться и куда податься в целом: стать главным в GTA, искать центр Вселенной в No Man’s Sky, спасать королевство в The Elder Scrolls.
В Harvest Moon: Friends of Mineral Town податься некуда. Да, можно спасать ферму! Но… как бы… ничего другого в игре-то и нет! То есть можно лишь использовать все окружение для подобного.
И все крутое, что есть в этой игре, связано именно с этим. С реальным миром: персонажи живут своей жизнью, они не берутся из ниоткуда и не уходят в никуда – вы всегда можете найти их в мире и всегда можете увидеть, как они куда приходят; в том числе и на работу, у них есть свои проблемы (которыми они будут вас грузить), свои телешоу (за просмотрами которых можно убивать дни напролет) и свои развлечения. При этом, для самих персонажей, их действия важнее расписания, то есть магазин не откроется, пока туда не придет персонаж – даже если написано, что он должен быть открыт. Или что он должен быть открыт, но в этот день персонаж решил куда-нибудь уйти (по своим делам). Все как в жизни.
Еще сложность в том, что неясно, что и как делать. Но все как в жизни: нужно понимать устройство мира, чтобы взаимодействовать с ним. Так я долго не мог понять: как же готовить или ловить рыбу, ведь удочки нет! И чтобы понять это мне пришлось идти в библиотеку и читать книги, также о том, как правильно ухаживать за растениями.
Но все же проблема неясностей и слишком уж общего неряшливого подхода к делу остается. Из-за чего первые два года вы или будете решать все неправильно или даже не будете знать о существовании того, что здесь вообще можно что-то решать. Самым лучшим решением, в такой ситуации, становится делать постоянные сохранения перед решением и объяснением любых задач; так как из объяснений еще ничего не следует, а из понимания решения не следует, что это верное понимание. Там столько непонятного и что на что влияющего, что просто кошмар. Но это было сделано сознательно, так как подобный эффект создает некое ощущение несхематичности происходящего, что особенно важно в симуляторах.
При этом игра очень сильно затягивает. В плохом смысле. Знаете, есть игры – по типу Field Commander, которые и затягивают, и которые крутые; или Adventures of Lolo. А вот с Harvest Moon: Friends of Mineral Town все хуже. Это как играть в Sims: вроде играешь, а вроде и нет. Из-за этой игры я забросил все! И чтение, и написание книг: банально нет времени. Стоит хоть немного зарядить PSP, как весь ее заряд уходит на Harvest Moon: Friends of Mineral Town, а толку ноль!
Кстати, стоит написать еще об одном приколе: когда я выкинул в некое озеро руду из него вдруг вылезла Богиня и я тут же представил, как меня будут отчитывать за то, что нельзя засорять воду всякой хренью, пусть это и руда, но она предложила соединиться с Game Cube. Интересно, сколько людей находили такую хрень подобным способом.
И еще, о конце. Да, я заранее посмотрел, как, скорее всего, проходится эта игра, но потом получив письмо я понял, что скорее всего это правда. В письме говорилось, что после свадьбы я смогу (!) продолжить игру. То есть свадьба (в случае с Harvest Moon: Friends of Mineral Town – выход замуж) и подразумевает конец игры. Там должны показать титры.
Короче я играл и чуть не сдох! И все мои мысли были лишь об одном: пусть уж кто-нибудь возьмет меня замуж, а я, чувак, дам тебе ферму и делай тут сам что хочешь; хочешь - трахай овец, хочешь - сажай помидоры.
Но время шло, замуж меня никто не брал и я понял, что так и сдохну на этой ферме - сажая репу и общаясь со всякими придурками, и решая их проблемы. Да я сам был готов заплатить, чтоб у меня забрали ферму. И, в итоге, самым любимым временем для меня стала… зима! Потому что зимой не надо ничего делать! Зимой ничего не растет, никто ничего не проводит.
Но вот, кажется, дело сдвинулось с мертвой точки, и я понял, как тут (к третьему году!) зарабатывается репутация. То есть, что через подарки – и так было ясно. Но общую суть это не изменило: в игре куча всего, но совсем непонятно как эту «кучу всего» делать. Есть новогодние подарки в носках, но негде взять носки, есть тосты с клубникой, но негде взять клубнику, есть доски для забора, но нет функции: построить этот самый забор! Игра имеет просто отвратительные геймдизайнерские решения.
Однако чаша моего терпения лопнула (или разбилась, так как фарфор имеет таковые свойства) и я решил благополучно забить на эту игру. Я просто взял и просмотрел на Gamefaq список того, что надо сделать для замужества. И, просмотрев этот список, проще было сразу застрелиться и перейти на другие проекты.
Я играл в Harvest Moon: Friends of Mineral Town больше десяти дней, и это были насыщенные десять дней (больше 5-6 часов в сутки!), но за них так ни разу не увидел ни клубники, ни носков, ни джема, ни масла, ни загадочного Von (!), да кто это такой?!
И, с одной стороны, мне было грустно, что пришлось забросить эту игру, ведь я потратил на нее столько времени! Однако я тут понял, что нельзя сказать, будто я потратил это время зря, или его можно было потратить на другую игру. Ведь сам проект я проходил не более 12 дней! То есть, я был обязан играть еще 3 дня до новой игры. Вот почему: время потрачено не зря.
А теперь к играм, которые затягивают, но не оказываются таким бредом как Harvest Moon: Friends of Mineral Town. Это Adventures of Lolo, писать о которой я даже не начинал, так как начал проходить эту игру случайно. Я еще вспомнил, что когда-то играл в какую-то часть этой игры, вроде на GBA, но тогда не понял часть механик и не смог пройти – не разобрался.
Но сейчас уже было все иначе и до чего же крутой она оказалась! Явный фаворит на Игра Года, вместе с Bionic Commando с Game Boy! Охренеть! Две игры года с хрен знает какого года. Да кому вообще нужны современные технологии?
HAL Laboratory очень тонко подводят к делу и своим геймдизайнерским решениям, они используют хитрости, которые как бы должны найти сами геймеры. Но на деле все так и было задумано изначально. И если не понять эту тонкую вещь, то игру и не пройти вовсе. Но это круто! Все здесь к месту и дизайн уровней, и повторяющаяся музыка, и графика.
Интересная деталь: сайты Wiki и Giant Bomb указывают, что Adventures of Lolo никогда не выходила на Famicom, однако в Интернете есть картриджи и официальная обложка этой игры. Дожили! Да, вроде сама серия Eggerland, к которой и принадлежит игра, выходила на Famicom Disc System, но мне все же кажется, что она выходила и на картриджах.