Некоторые эти кадры я видела раньше, но не знала, кто их снял. По наводке группы Ва́ймуша узнала, что сфотографировала их фольклористка Рождественская Наталья Ивановна.
На Севере, а точнее в Пинежском, Онежском и Приморском районе Архангельской области, она впервые побывала в 1930-х годах, куда отправилась по предложению Комитета Севера при ЦИК СССР собирать материалы о северных промыслах. Там же она также познакомилась с местным бытом и сделала множество фотографий. Вот она на фото.
Вместе с ней по северу ездил и ее муж, известный художник — Рождественский Василий Васильевич. Там он сделал множество зарисовок, в том числе не только природы и архитектуры, но и того же северного быта. Вот он на фото:
Муж с женой проделали большую работу по сбору уникальной информации, и ее переработке. Оба впоследствии опубликовали научные и художественные книги об этой поездке.
После Натальи Рождественской осталось более 500 фотографий, которые хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства.
На материалы, хранящие историю поморских деревень обратила внимание Марина Мелютина, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Нацпарка Онежское Поморье. Определённая проблема в доступе к этим данным ранее заключалась в том, что работы Натальи Ивановны хранились в архиве, посвящённом её супругу, потому их не сразу обнаружили.
А еще бОльшая проблема состоит в том, что многие фотокарточки в музеях хранятся в не оцифрованном виде. И хоть музеи не просто имеют право, а, насколько я понимаю, обязаны переводить свои архивы в электронную форму, и публиковать их в общем доступе (на своих сайтах, а также, например, на ресурсе https://goskatalog.ru), они это делают слишком медленно, из-за огромного массива информации.
Тем не менее, фотографии Натальи Рождественской оказались отсканированы, возможно, по заказу Нацпарка. Однако, нацпарк фотографии эти почему-то не публикует, за редким исключением. Из пятисот кадров мы можем увидеть не более десятка.
С 2017 года обещается, что фотокарточки с пейзажами и жителями северных деревень будут использованы в будущих экспозициях Парка. Видимо, экспозиции эти не включают общий доступ в интернете, а показываются где-то в помещениях парка.
Мне не очень понятно, почему нельзя это все показать людям. Это же уже общее культурное наследие, доступ к которым должны иметь все. Очень жаль, что хоть кадры и отсканированы, их почему-то жалеют выложить в общий доступ.
Особенно это странно в связи с тем, что картины мужа Натальи Рождественской мы легко находим в интернете, и они давно оцифрованы. Вот, например, пара портретов, сделанных им в поездках по Русскому Северу.
А вот наследие его жены почему-то осталось пока погребено в архивах, да еще и не под своим именем, а под именем мужа, что еще сильнее усложняет доступ к ней, просто потому что не все догадались бы там ее искать.