Найти тему
sevprostor

Уникальные фото и рисунки поморов, сделанные мужем с женой

Некоторые эти кадры я видела раньше, но не знала, кто их снял. По наводке группы Ва́ймуша узнала, что сфотографировала их фольклористка Рождественская Наталья Ивановна.

На Севере, а точнее в Пинежском, Онежском и Приморском районе Архангельской области, она впервые побывала в 1930-х годах, куда отправилась по предложению Комитета Севера при ЦИК СССР собирать материалы о северных промыслах. Там же она также познакомилась с местным бытом и сделала множество фотографий. Вот она на фото.

Фольклорист Наталья Ивановна Рождественская (1899 - 1975) на Онежском полуострове. 
Фото 1930-х годов из архива РГАЛИ.
Фольклорист Наталья Ивановна Рождественская (1899 - 1975) на Онежском полуострове. Фото 1930-х годов из архива РГАЛИ.

Вместе с ней по северу ездил и ее муж, известный художник — Рождественский Василий Васильевич. Там он сделал множество зарисовок, в том числе не только природы и архитектуры, но и того же северного быта. Вот он на фото:

Художник Рождественский Василий Васильевич — русский, живописец, график. 
Фото 1930-х годов из архива РГАЛИ.
Художник Рождественский Василий Васильевич — русский, живописец, график. Фото 1930-х годов из архива РГАЛИ.

Муж с женой проделали большую работу по сбору уникальной информации, и ее переработке. Оба впоследствии опубликовали научные и художественные книги об этой поездке.

Здесь приводится фрагмент воспоминаний художника о посещении д. Нижмозеро в 1930 году (из "Записок художника").
Здесь приводится фрагмент воспоминаний художника о посещении д. Нижмозеро в 1930 году (из "Записок художника").

После Натальи Рождественской осталось более 500 фотографий, которые хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства.

Портрет Василия Лукича Майзерова в свитере – «рубахе» орнаментального вязания, д. Лопшеньга. Фото Н. Рождественской. 1937–1938 гг. Государственный литературный музей
Портрет Василия Лукича Майзерова в свитере – «рубахе» орнаментального вязания, д. Лопшеньга. Фото Н. Рождественской. 1937–1938 гг. Государственный литературный музей
Старик с семгой. Фото из архива РГАЛИ
Старик с семгой. Фото из архива РГАЛИ
Помор
Помор

На материалы, хранящие историю поморских деревень обратила внимание Марина Мелютина, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Нацпарка Онежское Поморье. Определённая проблема в доступе к этим данным ранее заключалась в том, что работы Натальи Ивановны хранились в архиве, посвящённом её супругу, потому их не сразу обнаружили.

На тоне, д. Лопшеньга. Фото Н. Рождественской. 1937–1938 гг. Государственный литературный музей
На тоне, д. Лопшеньга. Фото Н. Рождественской. 1937–1938 гг. Государственный литературный музей

А еще бОльшая проблема состоит в том, что многие фотокарточки в музеях хранятся в не оцифрованном виде. И хоть музеи не просто имеют право, а, насколько я понимаю, обязаны переводить свои архивы в электронную форму, и публиковать их в общем доступе (на своих сайтах, а также, например, на ресурсе https://goskatalog.ru), они это делают слишком медленно, из-за огромного массива информации.

В поморской деревне. Фото 1930-х годов из архива РГАЛИ.
В поморской деревне. Фото 1930-х годов из архива РГАЛИ.

Тем не менее, фотографии Натальи Рождественской оказались отсканированы, возможно, по заказу Нацпарка. Однако, нацпарк фотографии эти почему-то не публикует, за редким исключением. Из пятисот кадров мы можем увидеть не более десятка.

С 2017 года обещается, что фотокарточки с пейзажами и жителями северных деревень будут использованы в будущих экспозициях Парка. Видимо, экспозиции эти не включают общий доступ в интернете, а показываются где-то в помещениях парка.

Мне не очень понятно, почему нельзя это все показать людям. Это же уже общее культурное наследие, доступ к которым должны иметь все. Очень жаль, что хоть кадры и отсканированы, их почему-то жалеют выложить в общий доступ.

Особенно это странно в связи с тем, что картины мужа Натальи Рождественской мы легко находим в интернете, и они давно оцифрованы. Вот, например, пара портретов, сделанных им в поездках по Русскому Северу.

В.Рождественский. Рыбак. Беломорье. Село Лапшеньга (1938).
В.Рождественский. Рыбак. Беломорье. Село Лапшеньга (1938).

А вот наследие его жены почему-то осталось пока погребено в архивах, да еще и не под своим именем, а под именем мужа, что еще сильнее усложняет доступ к ней, просто потому что не все догадались бы там ее искать.

В.Рождественский. Лов семги (1937).
В.Рождественский. Лов семги (1937).