Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Нашли советское уцелевшее судно на подводных крыльях "Метеор", которое 30 лет стоит без дела

Это судно на подводных крыльях "Метеор" было выпущено в 1987 г. на заводе им. Горького в Зеленодольске. Там под руководством Ростислава Алексеева было налажено производство теплоходов на подводных крыльях. Тогда "крылатым флотом" мог похвастаться только Советский Союз, а остальные страны в прямом смысле нам завидовали. Сейчас же этот "Метеор" стоит на специальных опорах на причале. Оно проходило по рекам всего лишь 5 лет, а потом оказалось здесь, и стоит тут уже почти 30 лет.

Таких "Метеоров" было выпущено около 391 на весь Союз и на экспорт. Первое такое "крылатое судно" было спущено на воду в 1961 г. В этот год человек впервые отправился в космос. А последний "Метеор" был выпущен в 1991 г. И в этот год со страной ничего хорошего не произошло. Советские экономисты отлично понимали, что суда на подводных крыльях - это по сути роскошь гражданского речного и морского флота. Также как и экранопланы - это военная роскошь. Такую роскошь может потянуть только страна с мощной экономикой.

"Метеор" брал на борт 120 пассажиров и мог развивать крейсерскую скорость в 60 - 70 км/ч. А его максимальная скорость была ограничена на отметке 100 км/ч. Чтобы перевозить такое количество пассажиров с такой скоростью, судно нужно было "ставить на крыло". Конструктивно "Метеор" - это обычная лодка, но у неё под днищем спереди и сзади есть опоры, на которых размещены крылья как у самолёта, только гораздо меньше. На небольших скоростях эти суда ходили по воде как обычные катера, лодки и теплоходы.

Но стоило им развить скорость более 50 км/ч, как эти крылья начинали с большой силой отталкиваться об толщу воды, подобно тому, как самолёты отталкиваются крыльями об воздух. На достаточной скорости эта подъёмная сила превышала вес всего судна, и оно на столько приподнималось вверх, что его днище переставало касаться воды. На скорости 70 км/ч просвет между днищем и водной гладью достигал 30 см. Фактитчески эти суда погружали в воду только лишь сами подводные крылья, а также рули и гребные винты.

-5

Всего на "Метеоре" два гребных винта и позади каждого каждого есть руль - толстая алюминиевая отклоняющаяся пластина, которая меняет направление потока воды от винта. У каждого вминта есть свой двигатель. Если зайти в машинное отделение, то можно увидеть два V-образных 12-цилиндровых турбодизеля типа М-400 (версия авиационного дизеля М-40, конвертированная в судовой) мощностью по 1000 л.с. каждый. Каждый вигатель приводит во вращение 5-лопастной гребной винт диаметром 710 мм.

-6

Такая суммарная мощность в 2000 л.с. позволяет разгоняться до пиковой скорости 108 км/ч со снятыми ограничителями в стоячей воде при полном штиле. Дальность хода на одной заправке составляет 600 км. При этом осадка "Метеора" на крыльях составляет всего лишь 1,2 м. Осадка в лодочном режиме составляет 2,35 м. Водоизмещение судна в лодочном режиме при полной загрузке и полными баками топлива составляет 53,4 тонны. Длина "Метеора" составляет 53,4 м, ширина с учётом размаха подводных крыльев 9,5 м.

Сейчас это судно на подводных крыльях пытаются отреставрировать и пустить по одному из речных маршрутов. В некоторых регионах всё ещё можно видеть, как похожие "крылатые" теплоходы то и дело курсируют по рекам. Однако что касается расхода топлива, то он здесь составляет 533 л дизтоплива на 100 км при скорости 60 - 70 км/ч. И это очень много по нынешним меркам. Это в советское время солярку сливали в канавы, потому что она не продавалась, а списывать её нужно было. Иными словами, дизтопливо тогда никто не считал. А после перехода на капиталистический уклад солярка, как выяснилось, тоже денег стоит.

Разумеется, с таким большим расходом топлива эти суда на подводных крыльях не могут конкурировать с обычными теплоходами, у которых хоть и крейсерская скорость в 2 раза ниже, но и расход топлива при этом на 100 км в 3 раза меньше. Граждане в 90-х годах постсоветской России оказались не в том материальном положении, чтобы переплачивать за скорость и динамичность. Именно так обычные речные трамвайчики и небольшие теплоходы безо всяких крыльев за счёт своей экономичности вытеснили "крылатый флот" с рек.