Найти в Дзене
Петр Власов

Гражданская война в Испании: лучшие асы испанских националистов

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Летная подготовка большинства испанских летчиков накануне гражданской войны находилась на довольно низком уровне, из-за чего в первые месяцы после начала боевых действий авиация обеих сторон понесла ощутимые потери не столько от противника, сколько в авариях и авиакатастрофах. Из-за этого прибывавшим в Испанию иностранным инструкторам пришлось много времени и сил потратить на обучение испанских летчиков полетам и тактике ведения боя (немцы и итальянцы обучали франкистов, советские пилоты – республиканцев). Тем не менее, и в плохо обученных перед войной испанских ВВС все же уже тогда выделилось небольшое количество летчиков, обладавших «врожденным талантом пилота». Эти люди начали одерживать победы с первых дней войны, а вскоре стали настоящими асами.

Joaquin Garcia Moratо (40 побед)

-2

Хоакин Гарсия Морато – самый результативный ас гражданской войны в Испании. Опытный летчик, чемпион Испании по высшему пилотажу, капитан Морато с самого начала мятежа сражался на стороне генерала Франко. Первую победу Морато одержал 12 августа 1936 г.: сбил на устаревшем истребителе Ньюпор-52 республиканский Виккерс «Валдебист». Следующие 2 Ньюпора-52 и 1 Потез-540 Гарсия уничтожил на германском истребителе Не.51. Однако на немецкой машине Морато летал недолго: вскоре он был зачислен в группу испанских летчиков, под руководством итальянских инструкторов осваивавших истребитель Фиат-32. На этом самолете Гарсия и летал до конца войны, одержав на нем все свои остальные победы. Уже 11 сентября он одержал первую на Фиате, но пятую по общему счету победу, и стал первым асом в истории Испании. В декабре 1936 Морато возглавил испанское истребительное звено «Голубой патруль», которое впоследствии разрослось до численности эскадрильи. В ней под командованием Морато служили такие известные в Испании асы, как Сальвадор Бенхумеа (23 победы) и Салас Ларрасабаль (16 побед). А весной 1937 года Гарсия Морато возглавил уже истребительную авиагруппу 2-G-3, состоявшую из трех эскадрилий.

Самую эффектную схватку Морато провел 25 июня 1938 года. В тот день он в одиночку атаковал 50 республиканских самолетов; причем летчик подобрался к строю бомбардировщиков снизу, прикрывшись ими от шедших выше истребителей сопровождения. Сбив два бомбера, он на пикировании ушел к земле от так и не обнаруживших Фиат республиканских истребителей.

Последнюю свою победу в этой войне Морато одержал 19 января 1939 года; жертвой аса националистов стал республиканский истребитель И-15. Конец гражданской войны майор Морато встретил в должности командира 1-й истребительной авиабригады. За время боевых действия Морато совершил 511 боевых вылетов и провел 56 воздушных боев, в которых сбил 40 республиканских самолетов. Но всего через неделю после окончания войны Хоакин Гарсия Морато погиб в авиакатастрофе (разбился при выполнении фигур высшего пилотажа на малой высоте).

Julio Salvador Diaz-Benjumea (23 победы в Испании + 2 в СССР)

-3

Хулио Сальвадор Диас-Бенхумея в момент мятежа генерала Франко служил в составе эскадрильи, которая осталась верна правительству республики. Но Сальвадор, узнав о восстании националистов, угнал у республиканцев истребитель Ньюпор-52, на котором перелетел к франкистам. Причем по дороге ему пришлось провести воздушный бой с республиканским Ньюпором, попытавшимся перехватить дезертира.

Во франкистской авиации Сальвадор был зачислен в эскадрилью капитана Морато, осваивавшую немецкие истребители Не.51. Вместе со своим командиром Бенхумея отправился 18 августа в первое патрулирование, в котором они столкнулись с группой самолетов республиканцев. В завязавшейся схватке два националиста сбили сразу пять самолетов: Морато поджег истребитель и бомбардировщик, а Сальвадор – истребитель и два бомбардировщика.

Однако в начале сентября обе испанские эскадрильи Не.51 были расформированы из-за больших потерь (в большинстве – в авариях, так как основная масса испанских пилотов имела очень низкий уровень летной подготовки). Поэтому опытные Морато и Сальвадор перешли в итальянскую эскадрилью, и стали летать на Фиатах CR-32; а в декабре 1936 они создали отдельное испанское звено «Голубой патруль», которое затем благодаря прошедшим переподготовку другим летчикам разрослось до состава эскадрильи. Когда же пополнение техникой и людьми позволило создать авиагруппу 2-G-3, которую возглавил Морато, Сальвадор стал командиром эскадрильи 1-Е-3.

Участие Сальвадора Диаз-Бенхумея в гражданской войне завершилось 3 октября 1938 года. В бою против И-16 он был сбит над республиканской территорией, и хотя спасся на парашюте, но попал в плен, в котором и находился вплоть до окончания гражданской войны. Общий счет Сальвадора за эту войну составил 23 личные и 1 (по другим сведениям 4) групповая победа в 576 боевых вылетах. В 1942 Диаз-Бенхумея в течение 10 месяцев воевал в составе Люфтваффе на Восточном фронте, где одержал еще 2 воздушные победы.

Angel Salas Larrazabal (16 побед в Испании + 6 в СССР)

-4

К началу гражданской войны капитан Анхель Салас Ларрасабаль, как и Морато, был уже опытным пилотом с большим лётным стажем. Узнав о начале мятежа генерала Франко, Салас подобно Сальвадору решил перелететь к франкистам, и тоже угнал для этого истребитель. Правда, до мятежников он не долетел: по ошибке сел на аэродроме, находившемся в руках республиканцев, и «загремел» в тюрьму. Но через несколько дней этот город захватили франкисты, и освобожденный Салас оказался в составе мятежных ВВС. Первый бой с противником он принял 23 августа над Теруэлем. В этой схватке Ларрасабаль на Ньюпоре-52 сбил республиканский самолет, тип которого так и не смог определить (что неудивительно, учитывая пестроту состава испанской авиации, в которой числились десятки типов машин, имевшихся зачастую всего в 1-3 экземплярах).

В сентябре Салас пересел с Ньюпора на Фиат CR-32, и вскоре сбил на нем республиканский бомбардировщик Поте-540. В феврале 1937 Ларрасабаль возглавил эскадрилью переданных испанцам Не.51, которые теперь использовались в основном в роли штурмовиков. Но уже к апрелю в эскадрилье осталось только 4 самолета: за два месяца было потеряно две трети машин; поэтому эскадрилью Ларрасабаля срочно перевооружили на Фиат CR-32 и вновь перевели в истребительные. В составе авиагруппы майора Морато эскадрилья Саласа сражалась над Брунетом и Сарагосой, а когда Морато пошел на повышение и стал командиром 1-й авиабригады, Ларрасабаль сменил его на посту командира группы 2-G-3.

Особо успешным для испанского аса стал день 2 сентября 1938 года: тогда он в одном бою сбил сразу 4 бомбардировщика СБ-2. Это было невероятное везение – ведь СБ превосходили его Фиат в скорости почти на 50 км/ч! К тому же 4 победы в одном бою стали рекордом для авиации франкистов – кроме Ларрасабаля подобного успеха добился только еще один пилот – немец Вильгельм Балтазар из Легиона «Кондор».

Всего же за время участия в гражданской войне Анхель Салас Ларрасабаль совершил 618 боевых вылетов и провел 49 воздушных боев, одержав 16 побед лично и 1 в группе. Осенью 1941 Ларрасабаль во главе испанской эскадрильи принял участие в войне против СССР, до возвращения в Испанию в январе 1942 одержав на Восточном фронте еще 6 воздушных побед.

Гражданская война в Испании: истребители республиканцев (иностранного производства)

Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.): истребители франкистов

Гражданская война в Испании: истребители республиканцев (советского производства)

Гражданская война в Испании: испанские асы-республиканцы

Гражданская война в Испании. Итальянские асы

Гражданская война в Испании. Немецкие асы Легиона «Кондор»

Гражданская война в Испании. Советские асы-интернационалисты

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме истории авиации и авиационных асов.