Фильм «Без видимых причин» (1971) в отличие от прочих французских нуаров не слишком хорошо знаком у нас в стране. По крайней мере, по сравнению с лентами Жана-Пьера Мельвиля. Хотя создавший кинокартину Филип Лабро считался не просто его приятелем, а одним из режиссеров, кто вполне серьезно отнесся к проблеме создания уникального, «национального мрачного жанра».
В «Без видимых причин» на себя в первую очередь обращает актёрский состав - почти как на подбор звезды 70-ых годов. Чего только стоит участие Доминик Санда и Жан-Луи Трентиньяна. Кстати, этот актерский дуэт в большей мере вызывает в памяти «Конформиста» Бертолуччи. Наперво кажется, что «Без видимых причин» - это ироничный детектив. Но не спешите с выводами.
То, что дело происходит на Лазурном берегу, в Ницце, а в кадре полным-полно очаровательных девушек, украшающих собой пляжи и бассейны, не должно вводить в заблуждение. Даже в жизнерадостных городах случаются мрачные преступления. В данном случае речь идёт о «стрелке». Кажется, что он выбирает свои жертвы наугад: это несвязанные между собой люди, которые случайно «попадают» в его оптический прицел.
Однако инспектор Карелла уверен, что связь всё-таки имеется, что преступления без видимых причин не происходят. И он в буквально смысле слова роет землю, пытаясь найти нечто общее между крупным бизнесменом, астрологом, стареющим ловеласом и т.д. Оказывается, что у многих есть собственные тайны, которые те не спешат открывать.
Исследуя прошлое жертв, инспектор, обладающий массой странных привычек, например, постоянно, даже не к месту мыть руки, находит лишь одно «место пересечения», которое внешне не таит в себе ничего криминального. Это участие в любительском спектакле «Джульетта», случившееся многие годы назад. Однако именно «сейчас» было решено сделать новую постановку и тотчас происходят загадочные преступления.
Советский фильм, который в СССР же не просто запретили, а хотели «полностью уничтожить»
В этом фильме кроме собственно криминальной линии очень важна попытка оценить распущенные нравы тогдашних «культурных кругов». Именно по этой причине серия преступлений обладает очевидной фрейдистской трактовкой. И это подчеркивается эпизодом, когда вы в кадре увидите пугающую картину (в смысле живопись). Несколько персонажей (как мужчин, так и женщин), которых художник лишил глаз, а рядом с ними изображение девушки, не имеющей лица.
Самая плейбойная из криминальных актрис
А ещё фильм можно толковать как криминальную притчу о столкновении «новой знати» и «старой аристократии», которые могут быть носителями разных идей и совершенно разного духа. Хотя режиссер никого не осуждает, словно заявляя: «Какие времена – такие и нравы…» О каких фильмах Вы хотели бы ещё узнать? Оставляйте Ваши мнения и пожелания (только просьба – в корректной форме). А ещё в 20 мая (четверг) в 19 часов состоится первый прямой эфир нашего канала – ждем в гости.