Найти в Дзене
Кинотаурус

«Уроки фарси», или достойное военное кино с увлекательным сюжетом

Оглавление

В России у киноделов, как правило, существуют просто огромные проблемы с созданием интересных сценариев и их подачей. Бывает так, что сценарий сам по себе является кладезем для отличнейших идей, но в итоге всё превращается в сущий фарс, а кино при этом пылится где-то на трекерах, никому не нужное и всеми забытое. Сегодня я предлагаю рассмотреть фильм, который не совсем от российских киноделов (от России здесь только съёмочная группа, и отчасти режиссёр) — «Уроки фарси». Что же в нём такого? Это показательный пример того, когда сценарий удался, стоило ему лишь съездить за границу... Довольно редкий случай, когда на небе сошлись все звёзды, а мы получили ленту, которую не грех посоветовать всем и каждому.

Усаживаемся поудобнее и начинаем разбираться.

Науэль Перес Бискаярт. Кадр из фильма «Уроки фарси»
Науэль Перес Бискаярт. Кадр из фильма «Уроки фарси»

Официальный синопсис

1942 год, оккупированная Европа. Оказавшись в концлагере, бельгиец еврейского происхождения Жиль Кремье выдает себя за перса — для него это единственная возможность остаться в живых. Это ложь действительно спасает ему жизнь, но Жиль еще не представляет, какой ценой. Довольные таким редким уловом немецкие солдаты приводят Жиля к концлагерному повару Клаусу Коху, который мечтает, как только закончится война, уехать в Иран и открыть там ресторан. Кох ищет настоящего перса, который научит его говорить на персидском языке. Так начинается история Жиля Кремье и Клауса Коха — еврея и немца, узника и тюремщика, учителя и ученика.

Трейлер

Часть 1. Киноязык

Самым простым и действенным будет начать наш диалог с рассказа о местном искусстве слова. Киноязык в «Уроках фарси» вышел настолько неординарным, что о нём хочется поговорить.

Что же тут такого необычного? Ну хотя бы то, что фашисты здесь не выглядят идиотами, которые не могут сложить 2 и 2. Здесь нет всего того, к чему мы привыкли в российском военном кино. Фашист в «Уроках фарси» — это хитрый лис. Он один, но в тоже время их много. Они все подчиняются определённому своду правил и готовы объединиться, если есть такая необходимость. Но всё остальное время они то и дело пытаются обхитрить друг друга. Всё это здесь запечатлено во второстепенных сценах, которые периодически вгрызаются в повествование. Можно даже подумать, что они лишние и бестолковые, но как раз таки наоборот — данные сцены отлично раскрывают характер некоторых героев.

Конечно, авторы могли и не заморачиваться с подобным — просто покажи немцев в форме и, казалось бы, всё... Зритель итак поймёт, что к чему — зачем объяснять что-то настолько очевидное? Но, как видите, авторы решились на данный шаг. Они сделали это настолько искусно, что иногда картина напоминает по своей глубине «Список Шиндлера» или же «Бесславных ублюдков». В этих фильмах среди стана врагов были занятные герои, обладающие сильным характером и неразрушимыми взглядами. Это и давало тем фильмам преимущество над остальными военными лентами — наличие в сюжете не просто врага, а врага с собственной историей и собственными взглядами. Возможно, что над моими словами сейчас посмеялся Ганс Ланда или же поплакал Оскар Шиндлер, но факт остаётся фактом — эти картины мы помним, любим и рекомендуем.

Местный антагонист — Клаус Кох — такой же многогранный антигерой, что и упомянутые выше характеры. Он хочет выучить персидский язык (он же "фарси"), чтобы после войны уехать в Иран к своему брату. Уже только этого описания хватило бы, чтобы сделать "нетипичного" фашиста, но авторы всё также гнут свою линию — они добавляют в сценарий всё больше и больше фактов об этом персонаже, раскрывая его со всех сторон. К примеру, зритель со временем начинает чётко осознавать презрение к Клаусу со стороны коменданта концлагеря и прочих военных. Всё из-за того, что Кох учит "какой-то там" язык, чтобы после бежать с родины. Но даже несмотря на это, он всё равно продолжает учить персидский и мечтать о лучшем. Далее, в сцене разговора Клауса и коменданта мы начинаем понимать, что первый не просто хочет уехать к брату, а желает свалить подальше от текущей реальности. Ему не нравится вся эта ситуация с насилием и убийствами, но в то же время он смирился и просто пытается выжить. А под конец ленты зритель может и вовсе уловить самую основную деталь — почему же Клаус прислуживает таким подонкам. И это далеко не все факты о данном герое — если начну описывать, то смотреть будет нечего...

Как видите, фильм не пытается просто показать войну. Можно даже сказать, что здесь её нет. Вместо поединка оружием авторы искусно показывают зрителю битву слов. И делают это не с помощью взрывов, а посредством увлекательнейшего киноязыка.

Ларс Айдингер. Кадр из фильма «Уроки фарси»
Ларс Айдингер. Кадр из фильма «Уроки фарси»

Часть 2. Концепт

Начало ленты приветствует зрителя надписью "Основано на реальных событиях". Уж не знаю, насколько показанное правда — поверить в происходящее действительно трудно — но в теории что-то подобное могло произойти. Ясное дело, что фильм чересчур приукрашен. Очевидно, что досконально такого быть не могло. Но как идея для кино, эта история оказалась очень кстати...

Очень кстати, так как фильм берёт зрителя за душу именно этой историей. Она кажется неординарной, уникальной и привлекательной. Весь фильм строится на данной истории, поглощающей зрителя на два добрых часа. Не за это ли мы любим фильмы? Да, многим лента может показаться чересчур вылизанной. Некоторым — чересчур неправдивой. Но был ли такой зритель, кто сказал бы после просмотра — "идея не очень"? Мне кажется, нет.

Соглашусь лишь с тем тезисом, что фильм излишне "попсовый". Это чувствуется, особенно по местному уровню юмора (чего стоит одна лишь шутка про мужские гениталии фашистов). Картина старается понравиться всем и каждому — это и не удивительно, ведь на то были причины: мировые звёзды в главных ролях, первоисточник от Вольфганга Кольхазе и аж три страны-участника в съёмочном процессе. Именно поэтому сложно себе представить, что в кадре окажутся жёсткие картинки из концлагеря. Именно поэтому зритель может слышать шутки в фильме про Вторую мировую войну. И именно поэтому мы можем смотреть данную ленту всей семьёй.

Идейно картина вышла очень всеобъемлющей. Казалось бы, она сотворена по небольшой новелле Вольфганга Кольхазе, но зритель в итоге получил просто целую гущу для размышлений. И причина этому далеко не Холокост и не прочие ужасы войны. Просто таков концепт... Цепляющий и трогательный.

Кадр из фильма «Уроки фарси»
Кадр из фильма «Уроки фарси»

Часть 3. "Кто спасёт одну жизнь, тот спасёт весь мир"

В данной главе предлагаю поговорить о небольших минусах, что есть в ленте.

Как многие уже могли догадаться из заголовка, фильм занимается копированием мыслей из других лент. К примеру, фраза, что приведена выше, произносится в «Уроках фарси», но с несколько другим акцентом. "А откуда эта фраза?" — спросите Вы. Из картины Стивена Спилберга «Список Шиндлера».

Да-да, выше писалось, что рецензируемая лента иногда походит на спилберговскую. Но дело тут не в том, что где-то скопирована одна или даже две цитаты, а в сильных характерах, в антураже и прочих вещах. В общем, от своих слов не отказываюсь, просто поясняю.

Но кроме копирования и явного цитирования, фильм грешит и неприкрытыми ляпами, которые способен заметить каждый. Причём ляпы эти далеко не монтажные или же операторские. Напротив, они сюжетные и именно потому я про них пишу.

Книга... Та самая книга, которая спасает жизнь главному герою — это самый большой ляп в данном кино. Лишь одна маленькая деталь может просто убить на корню весь сценарий фильма, и вот почему... Данная книга была написана на персидском, о чём зрителю говорят в самом начале. Антагонист, он же Клаус Кох, внимательно её рассматривает, ну а дальше... А дальше книга попросту пропадает из нашего вида, а герои начинают придумывать и учить "якобыперсидский" язык. Причём делают они это по бумаге. То есть, слова изначально записываются на листок, а затем заучиваются путём чтения с этого же листка (сейчас ощущаю себя умственно-отсталым бычком, который пытается объяснить простую вещь). В теории, Клаус мог уже с первых дней пролистывать книгу, чтобы быстрее освоиться в новом языке и искать слова, которые он уже выучил. Но эта самая книга просто вычёркивается из сценария и мы видим, как целых два года фашист показывает свою глупость. Да, это глупо. Это очень глупо, иметь книгу, написанную на оригинальном языке, и ни разу ей не воспользоваться. Согласны?

Вот так, лишь один маленький недочёт в сюжете может полностью уничтожить всю историю. И ладно, если бы нам показали, что книгу сожгли или она пропала, но про это не было и речи.

Кадр из фильма «Уроки фарси»
Кадр из фильма «Уроки фарси»

Вердикт

Не могу не выразить своё восхищение и радость за данное кино. Пусть, оно и не является исключительно российским продуктом (напомню, что на канале выходят рецензии исключительно на русские фильмы), но это всё равно знаковое событие. Если русские авторы подадутся на запад, чтобы делать подобные коллаборации, то я всеми руками и ногами... Извиняюсь, всеми копытами за. Скорее всего, это кино можно назвать шедевром, так как проверку временем оно пройдёт. Откуда такая уверенность? Посмотрите фильм и сами всё поймёте.

Оценки:

  • Визуальный ряд: +1 балл;
  • Атмосфера: +1 балл;
  • Музыкальное и звуковое сопровождение: +1 балл;
  • Актёрская игра: +1 балл;
  • Операторская работа и монтаж: +1 балл;
  • Уникальность: +1 балл;
  • Экспозиция: +1 балл;
  • Завязка: 0 баллов; (ставлю ноль, так как именно здесь проявляется тот самый ляп)
  • Развязка: +1 балл;
  • Общие аспекты: +1 балл.

Мои рекомендации? Фильм обязателен к просмотру. Хоть семьёй, хоть в одного, но лучше это сделать как можно скорее...

Позволю себе дать ещё одну рекомендацию — у картины очень мало оценок на различных киноресурсах. Это сказывается не самым лучшим образом на её рейтинге. То есть, если на длинном отрезке времени лента так и не соберёт большое количество голосов, то скорее всего, она канет в лету в мировом сообществе. Огромнейшая просьба к Вам, зрители, поставить оценку на IMDb. Не призываю ставить именно "десяточку", тут уже на Ваше усмотрение.

От канала Кинотаурус фильм «Уроки фарси» получает 9 баллов из 10 возможных.

Карта канала «Кинотаурус»

Теперь мы в Telegram!

На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛