Найти в Дзене
Биржа контента eTXT

Основные концепции маркетинга

Оглавление

Концепция маркетинга — бизнес-стратегия развития компании в условиях рыночной экономики, ориентированная на конкретного потребителя. Она призвана удовлетворить его потребности, параллельно решая задачи и цели, которые перед собой ставит бизнес: рост продаж, увеличение выручки, завоевание новых рынков, расширение предлагаемого ассортимента и др.

В этой статье мы расскажем о том, какие виды концепций маркетинга существуют, и объясним, как правильно реализовать любую из них.

Понятие маркетинга

Главное, на чем фокусируется маркетинг, — это потребитель и его удовлетворенность продуктом. Помогая клиентам в полной мере решить их проблему, компания развивается: повышается доверие, растет спрос, увеличиваются продажи. Между компанией и клиентами создается взаимовыгодное сотрудничество.

Существуют пять концепций маркетинга, зависящих от уровня развития рыночных отношений. Они возникали на различных исторических этапах, становясь ответами на новые вызовы времени: как экономические, так и социальные.

В исторической перспективе происходило смещение акцента с производства товара на его сбыт, а затем — на решение задач, которые в целом возникают перед обществом и потребителем.

Каждая из пяти существующих концепций ориентирована на конкретные действия при выстраивании отношений между бизнесом и потребителем. Любая из них включает в себя:

1. Внимание на удовлетворении желаний и потребностей клиентов. Важно, чтобы покупатель на уровне подсознания мог отличить продукты, предложенные компанией, от альтернатив конкурента. При этом в качестве продуктов могут выступать не только товары, но и идеи или услуги.

2. На удовлетворение потребностей клиентов должна быть ориентирована вся деятельность компании, в том числе продвижение и сфера производства.

3. Главная цель любой маркетинговой концепции — добиться реализации долгосрочных целей, удовлетворяя потребности и запросы клиентов.

Концепция совершенствования производства

-2

Эта модель зародилась в самом начале XX века. В ее основе лежит представление о том, что среди потребителей будет востребована продукция, которая будет им экономически доступна и широко распространена. В связи с этим компании, придерживающиеся этой стратегии, ориентированы на совершенствование собственного производства и логистики, чтобы оптимизировать систему распределения товаров и услуг.

Последователи данной теории считают приоритетной потребность человека приобретать схожие и хорошо знакомые ему продукты, которые позволяют не выделяться на общем фоне.

В рамках этой модели предполагается:

1. Постоянно улучшать и совершенствовать производственный процесс.
2. Организовать массовое производство, позволяющее минимизировать издержки для предприятия. Именно это позволяет устанавливать низкие цены, обеспечивая большой оборот.

Такой подход распространен при производстве товаров массового потребления, а также технологически простой продукции, для выпуска которой не требуется организация сложного и специализированного производства.

Концепция совершенствования товара

-3

В исторической перспективе это следующая маркетинговая модель, к которой пришла экономика и общество. Она появилась и стала широко использоваться в 1920-е годы.

В ее основе идея о том, что потребители будут делать выбор в пользу товаров лучшего качества, обладающих максимально возможными характеристиками и эксплуатационными свойствами. При этом стоимость продукции не будет иметь решающего значения. В связи с этим предполагается, что любой бизнес должен бросить все усилия на совершенствование качества, чтобы добиться успеха в долгосрочной перспективе.

Данная модель частично была основана на психологических представлениях о человеческой природе. Она исходит из того, что потребитель будет стремиться к приобретению уникального товара, желая подчеркнуть свою индивидуальность.

Для стратегии совершенствования товаров характерны следующие факторы:

1. Организация выпуска качественных товаров. Именно это должно способствовать «переманиванию» покупателей у конкурентов.
2. В ситуации, когда качество оказывается значительно важнее, чем его конечная стоимость для покупателя, основное внимание акцентируется на особенностях товара, его характеристиках, инновационности.

Эта модель актуальна, если сопровождается следующими условиями:

  • решающим фактором для потребителя становится высокое качество;
  • эластичность спроса по качеству оказывается достаточно высокой;
  • существует возможность дифференцировать по качеству товары, выпускаемые конкурентами;
  • продукция относится к технологически сложной.

Концепция интенсификации коммерческих усилий

-4

Данный тип маркетинговой модели начал развиваться в 1930-е годы, окончательно сформировавшись в последующие два десятилетия. Его еще называют концепцией стимулирования сбыта, она до сих пор остается чрезвычайно популярной среди производителей, работающих в самых разных отраслях народного хозяйства.

В основе идея о том, что потребитель не будет приобретать предлагаемые ему товары в большом количестве, если сама компания не ведет активную деятельность в области стимулирования сбыта. Чаще всего усилия направляют на реализацию продуктов, пользующихся повседневным спросом, ведь человек обычно быстро принимает решения об их покупке, долго над этим не раздумывая.

Успех в среднесрочной перспективе, исходя из этой маркетинговой концепции, напрямую связан с тем, какие усилия прилагаются по продвижению конкретных товаров и услуг. Это первая стратегия, которая предложила бизнесу искать решение проблемы спроса за пределами самой организации.

В основе следующие положения:

  • основные усилия направляются на формирование у человека желания приобрести конкретный товар;
  • несмотря на то, что деятельность сосредоточена на повышение сбыта, реальные потребности покупателя игнорируются или им уделяется недостаточно внимания;
  • маркетинговый инструментарий включает в себя стимулирование и цены.

Концепция рыночной деятельности

-5

Эта концепция зародилась и начала широко распространяться в 1950-1960-е годы. Она предполагает, что добиться успеха в среднесрочной перспективе компании удастся при условии четкого понимания, что нужно потребителю, а также рынку. Это понятия прямого и массового маркетинга соответственно.

Считается, что успеха добивается тот, кому удается лучше конкурентов выявлять целевые потребности покупателя. Данная стратегия основана на предыдущих разработках в этой сфере, переняв некоторые базовые понятия:

  • предложение товаров, доступных по цене;
  • продукция непременно высокого качества;
  • остается необходимость продвижения товаров до конечного потребителя.

Концепция социально-этического маркетинга

-6

Эта стратегия развивается, начиная с 1960-х годов. Она заменила концепцию рыночной деятельности в связи с изменениями, которые начали активно происходить в обществе. Основной упор делается на ориентацию на удовлетворение потребностей потребителей, но при этом подразумевается параллельно обеспечивать укрепление благополучия и покупателя, и бизнеса, и в целом всего общества. Вся маркетинговая деятельность основана на том, что только при учете этих трех факторов удается добиться успеха.

Результатом стало появление социально ориентированных компаний. Данная тенденция начала формироваться на фоне энергетического кризиса на планете, когда внимание общества оказалось приковано к проблемам окружающей среды.

Когда возникает необходимость в формировании или изменении маркетинговой стратегии?

Над выбором стратегии или сменой курса предприятию стоит задуматься в любой из следующих ситуаций:

  • создание нового бизнес-проекта или приобретение существующей компании;
  • значительные перемены, произошедшие на рынке сбыта;
  • низкие показатели конкурентоспособности;
  • раздел бизнеса на части между несколькими учредителями;
  • смена руководящего состава;
  • ощутимое снижение доходов предприятия;
  • необходимость определить новые цели и возможности для дальнейшего развития.

Во всех этих случаях следует решать, какой маркетинговой стратегией руководствоваться, исходя из особенностей бизнеса и положения, существующего на рынке.

Как реализовать маркетинговую концепцию?

-7

Для реализации любой маркетинговой модели необходимо прояснить три момента.

1. Определиться с целевым рынком.

2. Разобраться с ожиданиями и потребностями, существующими на целевом рынке.

3. Способы демонстрации ценности своего предложения.

Читайте оригинал статьи у нас в блоге, ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Дальше — ещё полезнее и интереснее. ;)