В мире боевых искусств, встречается немало людей, которые оказали большое влияние на становление и развитие единоборств, однако впоследствии оказались незаслуженно забыты. Одним из таких специалистов является Нил Ознобишин- эксперт с большим и разносторонним опытом, ставший одним из предшественников борьбы самбо.
Нил Ознобишин родился в богатой дворянской семье, и получил хорошее образование. Однако, несмотря на аристократическое происхождение, начал работать в цирке. Тут можно разглядеть сходство с судьбой другого эксперта по самообороне, создателя крав-мага Имриха Лихтенфельда. Правда, Лихтенфельд сам в цирке не выступал, этим занимался его отец, бывший цирковым акробатом, и разностороннее развитым спортсменом.
Ознобишин также был хорошим спортсменом, в частности, он очень любил бокс, и даже участвовал в первом чемпионате Москвы по боксу. Существует версия, что бокс он изучал за границей, у классических мастеров старой школы. После завершения цирковой карьеры, Ознобишин занялся писательской деятельностью, выпустив несколько книг по иллюзионизму и цирковым велотрюкам, а также – по рукопашному бою. Его книга «Искусство рукопашного боя» стала одной из первых отечественных попыток систематического изложения цельной боевой системы. Однако, книга быстро попала в поле зрения НКВД, и была изъята из обращения. К сожалению, времена были такие, что открыто говорить о боевых искусствах, было невозможно. Система Ознобишина была взята на вооружение сотрудниками органов безопасности, но об ее открытом преподавании речи быть не могло.
В судьбе Ознобишина не все сложилось гладко: он был арестован, и сослан в Казахстан, где его следы и теряются. Но изложенная в книге система пережила своего создателя, и послужила пищей для размышлений новым поколениям специалистов. И пускай система Ознобишина была во многом несовершенной, наивной, содержащей немало ошибок, все же, это была одна из первых попыток последовательно и четко изложить взгляды на боевое искусство, придав им осмысленный и законченный вид. Ознобишин сумел поднять интерес к теме самозащиты, разделить понятия «спорт» и «реальный бой».
В своей книге, Ознобишин справедливо указывает на то, что на волне популярности темы самозащиты, многие предприниматели ловко втюхивают богатым дилетантам абсолютно бесполезные в реальном бою техники. Но искусство реального боя выжило и не деградировало благодаря сотрудникам уголовного розыска и другим полицейским чинам, контактирующим с уличной преступностью. Ознобишин утверждает, что подлинная боевая система не может основываться лишь на одном стиле боевых искусств. А комбинированный боевой стиль, должен отвечать всем критериям реализма. В нем Ознобишин выделяет 6 боевых дистанций:
-сфера действия револьвера, сфера действия трости;
-сфера действия ударов ног;
-сфера действия кулачных ударов;
-бой вплотную в стойке без обхвата;
-с обхватом «приемы борьбы»;
-лежа на земле «на противнике» или «под противником».
Каждая дистанция, и вид технических действий, подробно разбираются, с учетом особенностей и вариантов. Подробно рассматриваются самые разные ситуации. В целом, арсенал стиля гораздо богаче, чем в некоторых аналогичных современных школах.
В своих взглядах на рукопашный бой, Ознобишин демонстрирует творческий, вдумчивый подход, ставя целью комплексную подготовку бойца к самым разным и непредвиденным ситуациям. Может быть сегодня, какие-то рассуждения эксперта, и положения его системы покажутся забавными. Но надо учесть, что в те годы было крайне мало информации. Но вообще, конечно, в здравом смысле и рациональности ей не откажешь.
Отталкиваясь от разработок Ознобишина, другие специалисты сумели превратить их в эффективные боевые системы – например, самбо. И в этом тоже заслуга автора «Искусства рукопашного боя».