Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Фрагмент романа «Двенадцать стульев», не включённый в экранизации

В обеих экранизациях романа «Двенадцать стульев» (1971 и 1976) отсутствует один важный для восприятия эпохи фрагмент. В 1970-х годах он был бы не смешон и более того – не монтировался бы с лёгкой ретро-комедией и, если авторы книги создавали сатиру, то для Гайдая и Захарова это был уже юмор, ибо сатира всегда злободневна, а через много лет она уже не кусается. Или непонятна вовсе. Так вот фрагмент!

Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

Все помнят, что Бендер, не найдя иных способов быстрого обогащения, ловко создал в Старгороде антисоветскую организацию «Союз меча и орала», собрал «взносы» и отчалил вместе с «отцом русской демократии» - Воробьяниновым в столицу. Эти моменты в киноверсиях отражены и в обоих случаях сыграны великолепно – я даже затрудняюсь сказать, какой из вариантов – лучше. Разве что гайдаевский – более гротескный.

Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1971). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1971). Скриншот. Источник - YouTube.

Однако на этом кино-история Союза так и заканчивается. Их обобрали и – оставили в дураках. В книге – иначе. Там есть глава 29, посвящённая «деятельности» всех этих нелепых заговорщиков, где самым активно-крикливым оказался, конечно же, слесарь-интеллигент Виктор Михалыч Полесов («кипучий лентяй» по определению Ильфа и Петрова).

Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

Сделавши вывод, что скоро Антанта двинет войска против СССР, господа решили, что надо скупать предметы первой необходимости и, распуская слухи, тем самым создали дефицит в городе. Потом один из них – нэпман Кислярский – решил, что пора сдаваться, и, придя к прокурору, увидел, что в кабинете сидят почти все его «товарищи по борьбе», а всю вину валят именно на Кислярского, заодно сдавая ещё одного персонажа – Чарушникова.

Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

Этого привели чуть позже. Все сдавали всех. Особенно Елену Станиславовну Боур, бывшую любовницу Кисы. Организацию сочли обычным трёпом, но в тексте 29-й главы есть примечательная фраза: «По делу пустой организации «Меча и орала» шло следствие. Единственно важным лицом прокурор считал скрывшегося Воробьянинова, который, несомненно, имел связи с парижской эмиграцией»*.

Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1971). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1971). Скриншот. Источник - YouTube.

Придурков отпустили, ибо мы в главе 42 встречаем господина Кислярского на курорте: «Кислярский, приехавший на Кавказ, чтобы отдохнуть от старгородских потрясений, был совершенно подавлен». Однако можно сделать вывод, что Воробьянинова объявили в розыск, как связанного с эмигрантскими кругами и с диверсиями в отношении СССР. Однако эту тему Ильф и Петров, а тем более Гайдай и Захаров не продолжили.

Zina KorZina (c)

*Примечание. Этот фрагмент - насчёт важности Воробьянинова для следствия, и вовсе не был включён в более поздние издания. То есть линия возможных антисоветских диверсий Кисы как бы повисла в воздухе.