Я изучила несколько материалов с методами диагностики речи по ФГОС и сделала из них выжимку. На её основе составила для себя памятку. В ней перечень тех речевых умений и навыков, которыми должен овладеть ребёнок к завершению дошкольного периода.
Хотя ребёнок, конечно, никому ничего не должен. Сейчас этот лозунг очень популярен, и оспаривать его у меня нет желания. Согласна, не должен. Но желательно, чтобы умел. Ориентиры не помешают, не так ли? Тем более мой ребёнок в сад не ходит (этот вопрос у нас пока открыт). Не хотелось бы что-то упустить.
Я опираюсь на памятку, подбирая игры и занятия. Даже когда мы просто разговариваем с сыном, я стараюсь направлять беседу так, чтобы его речь развивалась разносторонне. Например, прошу не просто рассказать о событии, но и описать обстановку, предметы, людей.
Памятку приведу в конце. А сейчас расскажу о том, какие методы развития речи у нас в ходу.
Словесные игры попутно, между делом, в дороге
1. Подбирать антонимы (и заодно — синонимы). Просто называю то, что находится в поле зрения в данный момент (если к этому слову несложно найти антоним).
Например, в ТЦ на скамейке. В прошлый раз здесь было шумно, а сегодня… (тихо, безмятежно). Тогда было оживлённо, а сейчас… (безлюдно, спокойно). Этот эскалатор движется вниз, а следующий… (вверх). Магазину нужны продавцы и… (покупатели).
Прочитанные книги тоже дают материал для игр. Например, читаем сейчас «Волшебник изумрудного города». Страшила считает себя глупым, а на самом деле он… (умный, находчивый, мудрый). Лев уверен, что он труслив, хотя на самом деле он… (храбр, смел, отважен). Дровосек называет себя бесчувственным, но в действительности он… (душевный, добрый, чуткий, отзывчивый, чувствительный).
2. Подбирать родственные слова. Я уже писала об игре такого рода. Закончив чтение книги О. Пройслера «Маленький Водяной», мы играли в продолжительную словесную игру. Подбирали однокоренные слова к слову «водяной». Что ребёнок вспомнил, то назвал. Однако слов-то намного больше. Поэтому в течение нескольких дней я между делом загадывала ребёнку загадки. Например: «У него ласты, гидрокостюм и баллон с воздухом». Это водолаз. «Насекомое, которое переправляло муравьишку по воде». Это водомерка (из сказки Бианки).
3. Подбирать рифму. К слову или к целой строчке. Почти каждый день мы играем в поэтов. Сын так и норовит придумать несуществующее слово, лишь бы было складно. Как Незнайка: пакля — шмакля, пакля — рвакля. Это весело, но я прошу подыскивать всамделишные слова.
Найдя рифму, сочиняем двустишие. Это уже игра в буриме. Из недавнего: «Эй, ребята, где же вы? Здесь песочек бежевый!»; «Я боюсь воды и мыла», - сообщил друзьям Страшила».
4. Сочинять сказки или рассказы. Не каждому ребёнку это легко даётся. Но все дети — фантазёры. Надо просто немного помочь — предложить тему, поделиться идеями, дать подсказки по развитию сюжета. Можно и нужно задавать наводящие вопросы, чтобы рассказ стал более содержательным, насыщенным. Ненавязчиво исправляем речевые и фактически ошибки, подсказываем подходящие слова и фразы.
О чём может быть рассказ? Например, о случае, произошедшем с выдуманным персонажем. Или о приключениях игрушки. Или о путешествии уточек, плавающих в пруду за окном.
5. Описывать предмет в семь слов. Простое упражнение, которое пополняет словарь ребёнка, учит его использовать описательную лексику.
Описания даются детям тяжелее, чем повествования и рассуждения. Этому надо учить. Выбираем любой предмет и просим ребёнка описать его с использованием семи прилагательных («Он какой?»).
Если у малыша не получилось найти семь определений, дополняем сами. Но сначала напомним ему о тех свойствах, качествах и состояниях, на которые нужно обратить внимание при создании описания: это цвет, форма, размер, материал, фактура, вкус, температура, запах, консистенция, повадки (если описывается живое существо) и т.д. Можно давать оценку предмету, характеризовать свои ощущения от него.
Примеры. Небо в пасмурный день — серое, тёмное, низкое, хмурое, неприветливое, холодное, мрачное. Мяч — круглый, небольшой, гладкий, упругий, жёлтый, однотонный, прыгучий.
Чтение и работа с прочитанным
1. Пересказ фрагмента, прочитанного накануне. Если мы читаем большое произведение, это растягивается на много дней. Прежде чем приступить к чтению нового отрывка, вспоминаем о том, что читали вчера. Иногда я сама пересказываю, а иногда это делает сын.
Это как в сериалах: в начале новой серии — краткое напоминание о ключевых моментах предыдущей.
2. Пересказ целого произведения. Мы читаем не только длинные, но и короткие сказки. Сын любит пересказать папе новую сказку, которую мы прочли в его отсутствие.
3. Продолжение истории. Завершив чтение небольшой сказки или объёмной книги, мы размышляем о будущем персонажей. Какие события могут произойти в жизни героев, какие приключения их ожидают, какие трудности подстерегают. Развиваем фантазию, повествовательные навыки, речь.
4. Фокус на образных выражениях, фразеологизмах, метафорах. Благодаря карточкам с фразеологизмами (о них будет ниже), сын стал выделять в тексте крылатые фразы, слышать слова, употреблённые в переносном значении.
Я, кстати, часто не замечаю этих нюансов. Читаю да читаю, а сын меня перебивает, переспрашивает: «Мам, подожди, а что значит — бить баклуши?».
Иногда попадаются такие детские книги, которые просто кишат крылатыми фразами, образными выражениями, авторскими неологизмами и другими языковыми «интересностями». Например, сказка «Хортон слышит ктошку» Доктора Сьюза в переводе В. Гандельсмана. Вот лишь часть слов и фраз, замеченных нами в этом относительно коротком произведении (читается за один-два раза):
- ищи в стоге сена иголку;
- он был готов уж нос повесить (точнее, хобот);
- не пудри мозги;
- а не то вас сотрут в порошок;
- было пусто, безлюдно, а лучше сказать — безживотно;
- существо лилипутее, чем лилипут.
Стихотворения наизусть
Разучиваем новые стихи регулярно. Это нужно для развития вербальной памяти и умения правильно интонировать, выразительно читать. Чувство ритма тоже развивается.
Занятия с пособиями
С пособиями мы работаем нечасто, от случая к случаю. Они мне нужны скорее как ориентир — для понимания, в каком направлении двигаться.
Мы выполняем упражнение из книги, а впоследствии я предлагаю ребёнку аналогичные задания, но уже без опоры на книжную страницу.
Пособие «Грамотейка. 4-5 лет», автор — О. Н. Земцова. В нём представлены задания из разных областей дошкольного образования: математика, память, мышление, внимание, графические навыки и развитие речи.
Пример речевого упражнения: объясни инопланетянам значение непонятных им слов. В эту игру мы давно играем без пособия — я называю любое слово, а сын объясняет его пришельцам.
В этой книге много интересных заданий на развитие речи, которые можно использовать для словесных игр.
Есть у нас и специализированное пособие для развития речи — «Говори правильно» О. С. Ушаковой. Мы его уже два раза полностью прошли — от первого урока до последнего и снова по кругу. Здесь всё направлено на формирование тех умений и навыков, которые определены ФГОС.
Настольные игры для развития речи
Многие настольные игры развивают речь в той или иной степени. Я хочу рассказать о трёх из нашей игротеки.
1. Игра «Образно говоря» издательства «IPLAY»
Это просто две колоды карточек в маленькой коробке. Одна колода — цветная. На каждой цветной карте — по одному фразеологизму и иллюстрация к нему. Приведена также краткая расшифровка смысла. Герои иллюстраций — русские богатыри.
Вторая колода — чёрно-белая. Эти карты не подписаны. Иллюстрации отображают суть фразеологизмов, если понимать сочетания слов буквально.
Например: фраза «Делать из мухи слона». На цветной карточке — испуганные девицы, чрезмерно волнующиеся за ребёнка, наступившего на рыбью кость. На чёрно-белой карточке человечек превращает муху в слона буквально, надувая её с помощью насоса.
Фраза «Прожужжать все уши». На цветной карточке — богатырь с женой у дверей турагентства. Вероятно, жена прожужжала богатырю все уши о своём желании полететь за тридевять земель. На чёрно-белой карточке — человечек, возле которого жужжат пчёлы.
Сыну карточки понравились. Поначалу, когда игра только появилась у нас, мы часто их рассматривали. Ребёнок снова и снова просил меня объяснять значения этих выражений. Картинки и фразы его очень забавляли.
Затем мы стали играть так: я отбирала несколько цветных карточек и их чёрно-белые пары. Раскладывала хаотично картинкой вверх. Указывала на любую чёрно-белую карту и просила ребёнка найти соответствующую ей цветную с переносным смыслом.
Игра по правилам — разновидность «Мемори» («Парочки»). В один ряд кладём чёрно-белые карты, в другой ряд — цветные. Рубашкой вверх. Игрок открывает пару карт: одну из нижнего ряда, другую — из верхнего. Если карты не относятся к одному фразеологизму, игрок кладет их назад. Участники стараются запомнить их расположение. Затем соперник открывает пару. Если карточки совпали, игрок забирает пару себе. Побеждает тот, кто соберёт больше карт.
После появления у нас этой игры сын стал обращать внимание на образные выражения в книгах и мультфильмах. Меня уже не раз удивляла его фразеологическая чуткость.
2. «Бла-бла-бла» от Djeco
Игра рекомендована для детей от 7 лет (и до бесконечности). Однако подойдёт она и для ребятишек помладше. Немного отступаем от правил. Сыну 4 года — он великолепно справляется.
Игровой инвентарь — это 240 карточек (!) и 1 игральный кубик. Больше ничего.
На карточках изображены совершенно разные предметы: продукты питания, транспорт, здания, люди, животные, бытовая техника, объекты природы и др. На кубике — условные обозначения заданий.
Мы пока играем без определения победителя. Не соревнуемся, а просто развлекаемся. Я беру стопку карт, перетасовываю. Раскладываю по 5 карт перед собой и ребёнком, лицевой стороной вверх. Колоду с остальными картами кладу рядом. Далее мы по очереди бросаем кубик и смотрим, какой знак выпал.
Знак «Связь». Берём из колоды одну общую карту. Смотрим, что на ней изображено. Теперь каждому из нас нужно выбрать одну свою карту и связать её по смыслу с общей. Связь необходимо обосновать.
Например: у сына среди прочих была карта с перчатками, а из колоды мы вытянули карту с очками. Он связал очки с перчатками: и то, и другое является частью защитного комплекта.
Развиваем мышление, фантазию, речь, эрудицию.
Знак «История». Снова берём общую карту из колоды. Каждый из нас добавляет к ней две свои карты. По этим трём картам каждый придумывает свою короткую историю. Можно даже в одно предложение.
Например, мы вытянули общую карту с музыкантами. Я выбрала из своих карт две: на одной — мужчина с коляской, на другой — женщина с цветами. История: «У мамы был день рождения. Папа подарил ей сертификат в СПА и билеты на концерт, а сам провёл весь день с сыном. Когда мама вернулась домой, её ждал сюрприз — комната была наполнена цветами».
Другой пример. Общая карта — рукопожатие. Сын выбирает у себя карту с продавцом мороженого и с доктором. История: «Мальчик Дима заболел. Утром у него поднялась температура, стало больно глотать. Пришлось идти в больницу. Мама была уверена, что Дима подхватил вирус, потому что плохо мыл руки. Просто она не знала, что вчера Дима съел семь стаканчиков мороженого».
Развиваем речь, фантазию, мышление.
Знак «Портрет». Игрок находит среди своих пяти карточек ту, изображение на которой максимально на него похоже. Нужно объяснить, почему он выбрал именно эту карту, в чём заключается сходство с ним.
Развиваем креативность.
Для игры по правилам требуется не менее трёх игроков. Свои карты нужно скрывать от соперников. Задания такие же, как я описала, но всегда нужно определять того, кто справился лучше.
Чудесная игра для развития речи. Очень рекомендую. Мой ребёнок получает от неё огромное удовольствие.
3. «Говорящие кубики»
Я уже рассказывала об этой коробочке. Это одна из игр в табакерке торговой марки «Десятое королевство». Инвентарь состоит из 16 кубиков, на гранях которых — разные изображения.
Можно по очереди бросать по 3-5 кубиков и составлять собственные короткие истории. А можно бросить все кубики сразу и сочинить большой рассказ совместно.
Ещё один вариант игры с говорящими кубиками я придумала сама. «Куда, что, зачем». Определяем персонажа. Решаем, куда он собрался. Бросаем по очереди кубик. Выпавшее значение — это то, что наш персонаж возьмёт с собой. Надо придумать объяснение, зачем ему этот предмет может понадобиться.
Например. «Дядя Миша собрался на рыбалку. Он взял с собой…». Один из нас бросает кубик. Выпадает снежинка. «Он взял с собой мини-холодильник, чтобы складывать туда пойманную рыбу». Этот кубик откладываем в сторону, он уже не участвует. Бросаем другой, выпадает изображение курицы. «Он взял с собой жареную курицу, чтобы пообедать». Затем выпадает танцующая пара. «Дядя Миша взял с собой жену — чтобы ему было веселее». Выпадает фотоаппарат. «Он взял с собой фотоаппарат, чтобы сфотографироваться с большущей рыбиной».
Каждый раз персонажи и пункты назначения разные. Космонавт направляется на Марс, семья — в отпуск, пираты — на поиски сокровищ, папа с сыном — в лес за грибами, альпинист — в горы и т.д.
***
Речевое развитие к окончанию дошкольного периода (по ФГОС)
Это памятка, которую я для себя составила. Что должен уметь ребёнок?
Рассказывание
- Составлять рассказ по картинке или по серии картинок.
- Пересказывать впервые услышанные тексты.
- Подробно и развёрнуто описывать предметы (находящиеся перед глазами в данный момент, отсутствующие в данный момент или изображённые на картинке).
Словарь
- Подбирать антонимы (построил — разрушил, глубокий — мелкий и т.д.).
- Подбирать синонимы (хохочет — смеётся, лентяй — лодырь, вкусный — смачный и т.д.).
- Иметь понятие о многозначности слов, правильно употреблять такие слова (нажать кнопку, застегнуть на кнопку).
- Образовывать родственные слова (лес — лесной, лесник, лесополоса, лесок и т.д.).
- Понимать и употреблять слова и фразы с переносным значением.
- Использовать в речи образные средства (сравнения, эпитеты, метафоры и др.).
Речевое творчество
- Подбирать рифму к словам, строчкам.
- Сочинять сказки и рассказы на заданную или самостоятельно выбранную тему без опоры на картинку.
Интонация
- Уметь произносить предложение с разной интонацией. С воодушевлением («Я пойду в школу!»); с удивлением («Я пойду в школу?!»); с вопросом («Я пойду в школу?»); с печалью («Я пойду в школу…»); просто сообщение («Я пойду в школу»).
- Выразительно читать стихотворения.
Рассказ ребёнка должен быть:
- содержательным;
- структурированным (начало, кульминация, концовка);
- логически последовательным;
- с правильно построенными предложениями.