Найти тему

Как развивать речь ребёнка 4-5 лет: мой подход

Оглавление

Я изучила несколько материалов с методами диагностики речи по ФГОС и сделала из них выжимку. На её основе составила для себя памятку. В ней перечень тех речевых умений и навыков, которыми должен овладеть ребёнок к завершению дошкольного периода.

Хотя ребёнок, конечно, никому ничего не должен. Сейчас этот лозунг очень популярен, и оспаривать его у меня нет желания. Согласна, не должен. Но желательно, чтобы умел. Ориентиры не помешают, не так ли? Тем более мой ребёнок в сад не ходит (этот вопрос у нас пока открыт). Не хотелось бы что-то упустить.

Я опираюсь на памятку, подбирая игры и занятия. Даже когда мы просто разговариваем с сыном, я стараюсь направлять беседу так, чтобы его речь развивалась разносторонне. Например, прошу не просто рассказать о событии, но и описать обстановку, предметы, людей.

Памятку приведу в конце. А сейчас расскажу о том, какие методы развития речи у нас в ходу.

Словесные игры попутно, между делом, в дороге

1. Подбирать антонимы (и заодно — синонимы). Просто называю то, что находится в поле зрения в данный момент (если к этому слову несложно найти антоним).

Например, в ТЦ на скамейке. В прошлый раз здесь было шумно, а сегодня… (тихо, безмятежно). Тогда было оживлённо, а сейчас… (безлюдно, спокойно). Этот эскалатор движется вниз, а следующий… (вверх). Магазину нужны продавцы и… (покупатели).

Прочитанные книги тоже дают материал для игр. Например, читаем сейчас «Волшебник изумрудного города». Страшила считает себя глупым, а на самом деле он… (умный, находчивый, мудрый). Лев уверен, что он труслив, хотя на самом деле он… (храбр, смел, отважен). Дровосек называет себя бесчувственным, но в действительности он… (душевный, добрый, чуткий, отзывчивый, чувствительный).

2. Подбирать родственные слова. Я уже писала об игре такого рода. Закончив чтение книги О. Пройслера «Маленький Водяной», мы играли в продолжительную словесную игру. Подбирали однокоренные слова к слову «водяной». Что ребёнок вспомнил, то назвал. Однако слов-то намного больше. Поэтому в течение нескольких дней я между делом загадывала ребёнку загадки. Например: «У него ласты, гидрокостюм и баллон с воздухом». Это водолаз. «Насекомое, которое переправляло муравьишку по воде». Это водомерка (из сказки Бианки).

3. Подбирать рифму. К слову или к целой строчке. Почти каждый день мы играем в поэтов. Сын так и норовит придумать несуществующее слово, лишь бы было складно. Как Незнайка: пакля — шмакля, пакля — рвакля. Это весело, но я прошу подыскивать всамделишные слова.

Найдя рифму, сочиняем двустишие. Это уже игра в буриме. Из недавнего: «Эй, ребята, где же вы? Здесь песочек бежевый!»; «Я боюсь воды и мыла», - сообщил друзьям Страшила».

4. Сочинять сказки или рассказы. Не каждому ребёнку это легко даётся. Но все дети — фантазёры. Надо просто немного помочь — предложить тему, поделиться идеями, дать подсказки по развитию сюжета. Можно и нужно задавать наводящие вопросы, чтобы рассказ стал более содержательным, насыщенным. Ненавязчиво исправляем речевые и фактически ошибки, подсказываем подходящие слова и фразы.

О чём может быть рассказ? Например, о случае, произошедшем с выдуманным персонажем. Или о приключениях игрушки. Или о путешествии уточек, плавающих в пруду за окном.

-2

5. Описывать предмет в семь слов. Простое упражнение, которое пополняет словарь ребёнка, учит его использовать описательную лексику.

Описания даются детям тяжелее, чем повествования и рассуждения. Этому надо учить. Выбираем любой предмет и просим ребёнка описать его с использованием семи прилагательных («Он какой?»).

Если у малыша не получилось найти семь определений, дополняем сами. Но сначала напомним ему о тех свойствах, качествах и состояниях, на которые нужно обратить внимание при создании описания: это цвет, форма, размер, материал, фактура, вкус, температура, запах, консистенция, повадки (если описывается живое существо) и т.д. Можно давать оценку предмету, характеризовать свои ощущения от него.

Примеры. Небо в пасмурный день — серое, тёмное, низкое, хмурое, неприветливое, холодное, мрачное. Мяч — круглый, небольшой, гладкий, упругий, жёлтый, однотонный, прыгучий.

-3

Чтение и работа с прочитанным

1. Пересказ фрагмента, прочитанного накануне. Если мы читаем большое произведение, это растягивается на много дней. Прежде чем приступить к чтению нового отрывка, вспоминаем о том, что читали вчера. Иногда я сама пересказываю, а иногда это делает сын.

Это как в сериалах: в начале новой серии — краткое напоминание о ключевых моментах предыдущей.

2. Пересказ целого произведения. Мы читаем не только длинные, но и короткие сказки. Сын любит пересказать папе новую сказку, которую мы прочли в его отсутствие.

3. Продолжение истории. Завершив чтение небольшой сказки или объёмной книги, мы размышляем о будущем персонажей. Какие события могут произойти в жизни героев, какие приключения их ожидают, какие трудности подстерегают. Развиваем фантазию, повествовательные навыки, речь.

-4

4. Фокус на образных выражениях, фразеологизмах, метафорах. Благодаря карточкам с фразеологизмами (о них будет ниже), сын стал выделять в тексте крылатые фразы, слышать слова, употреблённые в переносном значении.

Я, кстати, часто не замечаю этих нюансов. Читаю да читаю, а сын меня перебивает, переспрашивает: «Мам, подожди, а что значит — бить баклуши?».

Иногда попадаются такие детские книги, которые просто кишат крылатыми фразами, образными выражениями, авторскими неологизмами и другими языковыми «интересностями». Например, сказка «Хортон слышит ктошку» Доктора Сьюза в переводе В. Гандельсмана. Вот лишь часть слов и фраз, замеченных нами в этом относительно коротком произведении (читается за один-два раза):

  • ищи в стоге сена иголку;
  • он был готов уж нос повесить (точнее, хобот);
  • не пудри мозги;
  • а не то вас сотрут в порошок;
  • было пусто, безлюдно, а лучше сказать — безживотно;
  • существо лилипутее, чем лилипут.
-5

Стихотворения наизусть

Разучиваем новые стихи регулярно. Это нужно для развития вербальной памяти и умения правильно интонировать, выразительно читать. Чувство ритма тоже развивается.

Занятия с пособиями

С пособиями мы работаем нечасто, от случая к случаю. Они мне нужны скорее как ориентир — для понимания, в каком направлении двигаться.

Мы выполняем упражнение из книги, а впоследствии я предлагаю ребёнку аналогичные задания, но уже без опоры на книжную страницу.

Пособие «Грамотейка. 4-5 лет», автор — О. Н. Земцова. В нём представлены задания из разных областей дошкольного образования: математика, память, мышление, внимание, графические навыки и развитие речи.

-6

Пример речевого упражнения: объясни инопланетянам значение непонятных им слов. В эту игру мы давно играем без пособия — я называю любое слово, а сын объясняет его пришельцам.

-7

В этой книге много интересных заданий на развитие речи, которые можно использовать для словесных игр.

-8
-9

Есть у нас и специализированное пособие для развития речи — «Говори правильно» О. С. Ушаковой. Мы его уже два раза полностью прошли — от первого урока до последнего и снова по кругу. Здесь всё направлено на формирование тех умений и навыков, которые определены ФГОС.

-10
Обучение сравнению. Моему ребёнку это задание очень понравилось, потому что актуально: мы живём в многоквартирном доме, а в лесу у нас есть маленький домик
Обучение сравнению. Моему ребёнку это задание очень понравилось, потому что актуально: мы живём в многоквартирном доме, а в лесу у нас есть маленький домик
Составление рассказа. Эта тема тоже близка сыну
Составление рассказа. Эта тема тоже близка сыну
Многозначность
Многозначность

Настольные игры для развития речи

Многие настольные игры развивают речь в той или иной степени. Я хочу рассказать о трёх из нашей игротеки.

1. Игра «Образно говоря» издательства «IPLAY»

Это просто две колоды карточек в маленькой коробке. Одна колода — цветная. На каждой цветной карте — по одному фразеологизму и иллюстрация к нему. Приведена также краткая расшифровка смысла. Герои иллюстраций — русские богатыри.

-14
-15

Вторая колода — чёрно-белая. Эти карты не подписаны. Иллюстрации отображают суть фразеологизмов, если понимать сочетания слов буквально.

-16

Например: фраза «Делать из мухи слона». На цветной карточке — испуганные девицы, чрезмерно волнующиеся за ребёнка, наступившего на рыбью кость. На чёрно-белой карточке человечек превращает муху в слона буквально, надувая её с помощью насоса.

Фраза «Прожужжать все уши». На цветной карточке — богатырь с женой у дверей турагентства. Вероятно, жена прожужжала богатырю все уши о своём желании полететь за тридевять земель. На чёрно-белой карточке — человечек, возле которого жужжат пчёлы.

-17

Сыну карточки понравились. Поначалу, когда игра только появилась у нас, мы часто их рассматривали. Ребёнок снова и снова просил меня объяснять значения этих выражений. Картинки и фразы его очень забавляли.

Затем мы стали играть так: я отбирала несколько цветных карточек и их чёрно-белые пары. Раскладывала хаотично картинкой вверх. Указывала на любую чёрно-белую карту и просила ребёнка найти соответствующую ей цветную с переносным смыслом.

-18

Игра по правилам — разновидность «Мемори» («Парочки»). В один ряд кладём чёрно-белые карты, в другой ряд — цветные. Рубашкой вверх. Игрок открывает пару карт: одну из нижнего ряда, другую — из верхнего. Если карты не относятся к одному фразеологизму, игрок кладет их назад. Участники стараются запомнить их расположение. Затем соперник открывает пару. Если карточки совпали, игрок забирает пару себе. Побеждает тот, кто соберёт больше карт.

После появления у нас этой игры сын стал обращать внимание на образные выражения в книгах и мультфильмах. Меня уже не раз удивляла его фразеологическая чуткость.

2. «Бла-бла-бла» от Djeco

Игра рекомендована для детей от 7 лет (и до бесконечности). Однако подойдёт она и для ребятишек помладше. Немного отступаем от правил. Сыну 4 года — он великолепно справляется.

-19

Игровой инвентарь — это 240 карточек (!) и 1 игральный кубик. Больше ничего.

Половину карт мы ещё даже не вскрывали...
Половину карт мы ещё даже не вскрывали...

На карточках изображены совершенно разные предметы: продукты питания, транспорт, здания, люди, животные, бытовая техника, объекты природы и др. На кубике — условные обозначения заданий.

-21

Мы пока играем без определения победителя. Не соревнуемся, а просто развлекаемся. Я беру стопку карт, перетасовываю. Раскладываю по 5 карт перед собой и ребёнком, лицевой стороной вверх. Колоду с остальными картами кладу рядом. Далее мы по очереди бросаем кубик и смотрим, какой знак выпал.

Знак «Связь». Берём из колоды одну общую карту. Смотрим, что на ней изображено. Теперь каждому из нас нужно выбрать одну свою карту и связать её по смыслу с общей. Связь необходимо обосновать.

Например: у сына среди прочих была карта с перчатками, а из колоды мы вытянули карту с очками. Он связал очки с перчатками: и то, и другое является частью защитного комплекта.

Развиваем мышление, фантазию, речь, эрудицию.

Знак «История». Снова берём общую карту из колоды. Каждый из нас добавляет к ней две свои карты. По этим трём картам каждый придумывает свою короткую историю. Можно даже в одно предложение.

Например, мы вытянули общую карту с музыкантами. Я выбрала из своих карт две: на одной — мужчина с коляской, на другой — женщина с цветами. История: «У мамы был день рождения. Папа подарил ей сертификат в СПА и билеты на концерт, а сам провёл весь день с сыном. Когда мама вернулась домой, её ждал сюрприз — комната была наполнена цветами».

-22

Другой пример. Общая карта — рукопожатие. Сын выбирает у себя карту с продавцом мороженого и с доктором. История: «Мальчик Дима заболел. Утром у него поднялась температура, стало больно глотать. Пришлось идти в больницу. Мама была уверена, что Дима подхватил вирус, потому что плохо мыл руки. Просто она не знала, что вчера Дима съел семь стаканчиков мороженого».

-23

Развиваем речь, фантазию, мышление.

Знак «Портрет». Игрок находит среди своих пяти карточек ту, изображение на которой максимально на него похоже. Нужно объяснить, почему он выбрал именно эту карту, в чём заключается сходство с ним.

Развиваем креативность.

Для игры по правилам требуется не менее трёх игроков. Свои карты нужно скрывать от соперников. Задания такие же, как я описала, но всегда нужно определять того, кто справился лучше.

Чудесная игра для развития речи. Очень рекомендую. Мой ребёнок получает от неё огромное удовольствие.

3. «Говорящие кубики»

Я уже рассказывала об этой коробочке. Это одна из игр в табакерке торговой марки «Десятое королевство». Инвентарь состоит из 16 кубиков, на гранях которых — разные изображения.

-24

Можно по очереди бросать по 3-5 кубиков и составлять собственные короткие истории. А можно бросить все кубики сразу и сочинить большой рассказ совместно.

-25

Ещё один вариант игры с говорящими кубиками я придумала сама. «Куда, что, зачем». Определяем персонажа. Решаем, куда он собрался. Бросаем по очереди кубик. Выпавшее значение — это то, что наш персонаж возьмёт с собой. Надо придумать объяснение, зачем ему этот предмет может понадобиться.

Например. «Дядя Миша собрался на рыбалку. Он взял с собой…». Один из нас бросает кубик. Выпадает снежинка. «Он взял с собой мини-холодильник, чтобы складывать туда пойманную рыбу». Этот кубик откладываем в сторону, он уже не участвует. Бросаем другой, выпадает изображение курицы. «Он взял с собой жареную курицу, чтобы пообедать». Затем выпадает танцующая пара. «Дядя Миша взял с собой жену — чтобы ему было веселее». Выпадает фотоаппарат. «Он взял с собой фотоаппарат, чтобы сфотографироваться с большущей рыбиной».

Каждый раз персонажи и пункты назначения разные. Космонавт направляется на Марс, семья — в отпуск, пираты — на поиски сокровищ, папа с сыном — в лес за грибами, альпинист — в горы и т.д.

***

Речевое развитие к окончанию дошкольного периода (по ФГОС)

Это памятка, которую я для себя составила. Что должен уметь ребёнок?

Рассказывание

  1. Составлять рассказ по картинке или по серии картинок.
  2. Пересказывать впервые услышанные тексты.
  3. Подробно и развёрнуто описывать предметы (находящиеся перед глазами в данный момент, отсутствующие в данный момент или изображённые на картинке).

Словарь

  1. Подбирать антонимы (построил — разрушил, глубокий — мелкий и т.д.).
  2. Подбирать синонимы (хохочет — смеётся, лентяй — лодырь, вкусный — смачный и т.д.).
  3. Иметь понятие о многозначности слов, правильно употреблять такие слова (нажать кнопку, застегнуть на кнопку).
  4. Образовывать родственные слова (лес — лесной, лесник, лесополоса, лесок и т.д.).
  5. Понимать и употреблять слова и фразы с переносным значением.
  6. Использовать в речи образные средства (сравнения, эпитеты, метафоры и др.).

Речевое творчество

  1. Подбирать рифму к словам, строчкам.
  2. Сочинять сказки и рассказы на заданную или самостоятельно выбранную тему без опоры на картинку.

Интонация

  1. Уметь произносить предложение с разной интонацией. С воодушевлением («Я пойду в школу!»); с удивлением («Я пойду в школу?!»); с вопросом («Я пойду в школу?»); с печалью («Я пойду в школу…»); просто сообщение («Я пойду в школу»).
  2. Выразительно читать стихотворения.

Рассказ ребёнка должен быть:

  • содержательным;
  • структурированным (начало, кульминация, концовка);
  • логически последовательным;
  • с правильно построенными предложениями.