Вопреки распространенному мнению вовсе не Рязань оказала наиболее упорное сопротивление монголо-татарским захватчикам хана Батыя. А совсем небольшой русский город, причем во главе его стоял князь, которому было всего 12 лет.
Весной 1238 года войска монголо-татар взяв Торжок, направились было к Великому Новгороду, но вынуждены были повернуть обратно - начиналась весна, вот вот должны были вскрыться реки, а монголы находились в непривычных для себя условиях - вместо бескрайних степей вокруг были непроходимые леса. У захватчиков заканчивался корм для лошадей, и если в степях лошади еще могли бы кое как пастись, добывая траву из под снега, в северных русских лесах с этим было посложнее. К тому же надвигалась весенняя распутица, монголы были далеко от своих земель, а новгородцы явно не собирались сдаваться без боя.
В итоге, в районе урочища Игнач Крест огромная армия Батыя была вынуждена развернуться, не дойдя 100 верст до Новгорода.
Летопись гласит:
«… татарове, взяша град Торжок и изсекоша всех марта в 5 день, тогда же гнашася от Торжку серегерским путём, даже до Игнача креста, секуще людей, яко траву, и точно за сто верст до Великого Новагорода не дойдоша …»
На этом месте сейчас установлен памятный крест
На обратном пути Батый решает взять и разграбить небольшой город Козельск на реке Жиздре, который был малым городом Черниговского княжества. Здесь, видимо, он планировал пополнить запасы, надеясь быстро и без потерь взять этот совсем небольшой городок. Из-за наступившей распутицы Черниговский князь Михаил не смог вовремя отправить подмогу и жители маленького городка оказались один на один с огромной монгольской ордой. Во главе города стоял 12 летний князь Василий - внук погибшего в сражении на реке Калка Черниговского князя Мстислава.
О битве на Калке и подвиге русских богатырей там я рассказывал в отдельной статье
Монголо-татарских военоначальников, при осаде городов привыкших полностью окружать город и, используя огромное численное преимущество, идти на приступ сразу в нескольких местах, в этот раз ждало разочарование. Козельск с трех сторон был окружен рекой Жиздрой и рекой Другуска, которые к тому времени уже вскрылись и разлились, также весенняя слякоть явно не способствовала осаде.
Штурмовать город можно было только с одной стороны. Обычная тактика монголов - штурмовать со всех сторон сразу, чтобы реализовать численное преимущество тут не сработала. Кроме того, по некоторым отрывочным сведениям, местные жители разобрали или сожгли все строения в пригороде и в деревнях рядом с городом, чтобы монголы не могли их использовать для строительства осадных орудий и свезли оттуда все запасы продовольствия в город - т.е. использовали тактику "выжженной земли".
Не желая нести большие потери монголы предложили городу сдаться. Жители Козельска решили на совете как гласит летопись:
«Козляне же совет сътворише — не вдатися Батыю, рекше, яко аще князь наш млад есть, но положим живот свои за него и здесь славу сего света приимше, и там небесные венца от Христа бога приимем».
Получив отказ, монголы начинают многодневную осаду. По всей видимости, болотистая местность вокруг и наступившая во время движения от Новгорода весенняя распутица, вынудила их где то бросить осадные орудия и, не имея их, войска Батыя терпели неудачу. Историк и летописец Рашид ад Дин пишет об этом так:
«Бату подошел к городу Козельску, осаждая его в течение двух месяцев, не мог овладеть им…»
Через два месяца к армии Батыя присоединились войска чингизидов Кадана и Бури. По всей видимости, они привезли с собой осадные орудия, т.к. после этого, видимо повредив ими стены города, монголы сразу идут на решающий приступ, но их атаку защитники города все равно сумели отбить. В летописях имеются строки об этом:
«бысть брань велика и сеча зла»
«Козляне же ножи резахуся с ними»
в последнем отрывке видимо имеются в виду засапожные ножи - т.е. шла жестокая рукопашная схватка в результате которой монголы не сумев реализовать численное преимущество отступили.
После этого защитники города предпринимают ответную вылазку с целью либо прорваться, либо уничтожить осадные машины монголо-татар, судя по строчке из летописи уничтожить осадные машины им удалось
«И исшедше изъ града, исѣкоша праща ихъ, нападше на полъкы ихъ…»
Однако весь отряд, который судя по его успеху с уничтожением осадных орудий, представлял собой хорошо обученную и вооруженную княжескую дружину, погиб не прорвав кольцо и не сумев вернутся в город.
У лишившихся осадных машин монголов не оставалось выбора кроме как идти на приступ уже частично разрушенной крепости. Несмотря на огромное численное превосходство монголов и то, что княжеская дружина погибла во время вылазки, защитники города выдержали три дня непрекращающегося штурма. Судя по летописным источникам, только за последний день штурма монголы потеряли убитыми до 4000 человек. В плен никто из защитников не сдался, монголы, рассчитывающие как обычно взять много пленных в рабство, были разочарованы. За время двухмесячной осады защитники города видимо потратили все съестные припасы и возможный расчет монголов пополнить тут запас продовольствия также не оправдался. Это все так взбесило Батыя, что он приказал убить немногих оставшихся в живых после взятия города, в том числе и детей, и сровнял его с землей, видимо надеясь, что город так и не будет восстановлен и своим существованием не будет напоминать о случившемся здесь. Летопись гласит так:
«И убиша от татаръ 4 тысящи, и самѣ же избьени быша. Батый же взял городъ, изби вси, и не пощадѣ от отрочать до сосущих млеко. О князи Васильи невѣдомо есть, и инии глаголаху, яко во крови утонулъ…»
Огромные потери - вот все что принесла захватчикам осада маленького города. В «Сокровенном сказании», древнейшем письменном памятнике монголов, составленном в середине XIII века, рассказывается, что многие монгольские полководцы во время курултая (высшего совета монгольских военоначальников и ханов) отказали Гуюку, одному из внуков Чингисхана, в праве на трон великого хана как раз потому, что армия Гуюка, составлявшая часть орды Батыя, опозорилась при штурме Козельска: «Что же ты чванишься и раньше всех дерешь глотку, а при покорении русских даже и козлиного копытца не добыл». «Козлиное Копытце» - либо так древние кочевники-монголы дословно перевели имя Козельска, либо это указание на то, что после взятия города не удалось взять сколь нибудь существенных трофеев.
Вопреки ожиданиям монголов, в отличие от Рязани город был восстановлен на прежнем месте и существует и сейчас.
В 1777 году императрица Екатерина II даровала городу особый герб, в котором символами геральдики была увековечена история его героической обороны. Алый фон символизировал кровопролитие, серебряные щиты с чёрными крестами на них — храбрость и трагическую гибель защитников, а четыре золотых креста означали верность горожан Родине и князю.
«Во время нахожденія Батыя въ Россію, сей градъ бывъ удѣломъ малолѣтняго Князя Василія Титыча, былъ осажденъ Татарскими войсками, и хотя малолѣтство Князя являлося бы долженствовать ослабить его жителей, но вѣрность ихъ къ Государю, превозмогая въ нихъ всѣ другіе чувствія, они разсудили сдѣлать вылазку и обще съ Княземъ погибнуть или спастися. Сіе ими исполнено было, но отъ превосходящаго числа Татаръ были всѣ побиты. Въ напоминаніе сего приключенія, въ гербѣ имъ полагается: въ червленомъ полѣ, знаменующимъ кровопролитіе, на крестѣ расположенные пять серебряныхъ щитовъ съ черными крестами — являющіе храбрость ихъ защинія и несчастную судьбину — и четыре златые креста — показующіе ихъ вѣрность».
В декабре 2009 года указом Президента Российской Федерации Козельску было присвоено почётное звание Города воинской славы: «За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками в борьбе за свободу и независимость Отечества».