На сегодняшний день Израиль является страной с высокоразвитой рыночной экономикой. Однако в Израиле также есть и весьма уникальный «кооперативный» сектор экономики, к которому уместно отнести различные сельскохозяйственные поселения: мошавы, киббуцы и мошббуцы. Несмотря на весьма существенные отличия между этими видами поселений, все они традиционно специализируются на выращивании растений и животных, с акцентом на общественный тип производства. Впрочем, при некоторых поселениях есть и промышленные заводы, например, по производству сельхозтехники и оборудования для капельного орошения.
Конечно, самым известным видом поселения являются киббуцы, которые были созданы на заре сионистского движения. Киббуцное движение было основано левыми и ультралевыми сионистами. Именно поэтому жизнь в киббуцах была основана на социалистических, коммунистических и даже иногда анархистских идеях. Так был провозглашен принцип трудового и гендерного равенства, земля и средства производства как правило были обобществлены, все решения старались проводить коллективно.
Вопреки распространенному мнению, земля в Израиле не представляет из себя сплошной песок, достаточно имеется и богатых почв, способных давать хороший урожай. Однако есть большое но, которое заключается в том, что эти почвы весьма и весьма привередливы и требуют правильного и кропотливого ухода. Именно этим и занимались первые киббуцники и мошавники: они осушали малярийные болота, насаждали деревья, проводились ирригационные работы, пробовали вырастить свой первый урожай. Во многом благодаря их труду была создана база и тот дух, которые в конечном итоге позволили основать государство Израиль.
На сегодняшний день, киббуцное движение по-прежнему играет немаловажную роль — 9% рынка сельхозпродукции плотно занято киббуцами. Конечно, рыночные реформы 80-90-х годов сильно повлияли на это движение, теперь на второй план отошла социалистическая идеология (и вообще левая идеология), многие киббуцы были приватизированы, а социалистическая община с ее традиционными правилами типа обобществлённых средств производства, или обедов в общей столовой, постепенно уходят в прошлое. Также киббуцы активно стали находить другие источники дохода, например, агротуризм.
Однако остались и очень идейные киббуцы. Например, недалеко от Эйлата расположены два очень известных молочно-финиковых киббуца (стоит пояснить, что согласно кашруту мясо и молоко не должно смешиваться, поэтому в тех киббуцах, где производят молоко — не производят мясо, и наоборот), один из них коммунистический, а другой анархический. Но в чем же выражается их идейность?
Так, в киббуце коммунистов Йотвата, абсолютно все члены общины от директора до простого рабочего получают одинаковую зарплату! Но больше всего члены киббуца гордятся своим высокотехнологичными и научными методами производств. С помощью создания специальных (надо сказать, просто люксовых условий) содержания животных и селекции киббуцные буренки дают спокойно по 13 тонн молока в год (это в два раза выше чем в России и многих других стран Европы).
Анархический киббуц Самара пошел ещё дальше — там попросту нет начальства и действует только одно правило «работать». Каждый член общины сам выбирает как и сколько работать, сколько получать денег или есть. У каждого члена есть банковская карточка с доступом ко всем деньгам общины. Удивительно, но киббуц, построенный по таким правилам, успешен и использует передовые и сложные технологии, например, исключительно собственные источники электроэнергии, а потому община вообще не закупает ее у государства.
Впрочем, не все так радужно — безусловно, есть проблемы. Одна из основных — по словам директора коммунистического киббуца, молодые люди не особо горят желанием остаться в общине, и стараются уехать в город, чтобы получить лучшее образование. Вообще проблема не очень качественного начального и среднего образования свойственна всем сельхоз общинам Израиля, и не раз поднималась на государственном уровне. Также вопреки коммунистической идеологии в Йотвате есть наемные сезонные рабочие. Проблема есть и в Самаре: многие инициативы так и не были воплощены в жизнь из-за того, что каждое решение должно быть одобрено буквально всеми членами общины. Другая проблема состоит в том, что Самара очень и очень закрытая система, каждый претендент на вступление в киббуц должен отработать два года в качестве волонтёра, и только если абсолютно все члены проголосуют «за», претендент сможет стать полноценным членом общины.
Автор - Антон Казаков
Сообщество автора Солнце ярче на юге