Вас никогда не удивляло, почему в некоторых ситуациях люди ведут себя совершенно неразумно, вопреки здравому смыслу?
Например, человек начинает истерить на ровном месте, обижается без видимых причин, не выполняет обещания или нарушает принятые соглашения?
Конечно, человек – сложное существо, и в какой-то момент может повести себя совершенно непредсказуемо.
И тогда наши планы рушатся, ведь мы рассчитываем на определенное поведение людей согласно социальным нормам или нашим договоренностям. Мы надеемся, что они сдержат данное обещание или согласятся с нами по какому-то вопросу, а вместо этого наши партнеры срывают сроки, выполняют свою работу не качественно или вовсе отказываются от своих слов и обещаний. Тем самым они подставляют нас, подрывают доверие, меняют наши планы и не редко портят нам настроение.
На самом деле, наше поведение во многом определяется психологическим возрастом, который очень редко совпадает с биологическим. Взрослый и солидный мужчина может повести себя, как бунтующий подросток, а пожилая дама – как капризный ребенок. Встречали таких?
Все дело в том, что мы ожидаем, что и солидный мужчина, и пожилая дама будут вести себя соответственно своему возрасту, и удивляемся, когда этого не происходит. А ведь они действительно ведут себя согласно своему возрасту, но только не биологическому, а психологическому.
И если мы знаем психологический возраст человека, то становится достаточно легко предсказать и предугадать его действия в определенной ситуации.
Этапы взросления человека условно можно разделить на следующие периоды: детский, подростковый, юношеский, взрослый и зрелый. В психологическом взрослении все точно также. Психологический ребенок, обретая новый опыт и знания становится сначала психологическим подростком, потом юношей, а затем взрослым или даже зрелым.
В идеале это так.
Но на практике оказывается, что небольшая часть людей застревает на стадии «ребенка», гораздо больше на всю жизнь остаются «подростками», некоторые доходят до «юношей», а вот «взрослыми» и «зрелыми» становятся немногие.
Кажущееся нам неадекватным поведение взрослого человека может быть вполне адекватным, например, для подростка или ребенка.
Внешний вид действительно обманчив. Но как только мы начинаем за иллюзорным фасадом взрослого человека видеть его психологический возраст, многое становится понятным и вполне предсказуемым. Тогда нужно общаться с данным человекам согласно не его биологическому, а психологическому возрасту.
Немного потренировавшись, можно научиться достаточно точно прогнозировать поведение людей, с которыми нам приходится общаться.
Давайте кратко разберем основные особенности каждого психологического возраста.
«Ребенок»
Главный побудительный мотив психологического ребенка – «Хочу». Как правило, здесь и сейчас. Если «ребенок» не получает желаемого, то может начать истерить, угрожать, давить на жалость или чувство вины и использовать другие доступные ему способы, как правило, не слишком изощренные.
Психологические дети, следуя своему основному мотиву «хочу здесь и сейчас», часто берут кредиты, могут украсть или пойти на более тяжкие преступления. Часто они становятся алко- или наркозависимыми, попадают в тюрьму.
«Дети» - эгоцентрики. Они искренне считают, что мир вращается вокруг них. Им все должны, а они не должны никому. Они не могут просчитать долгосрочные последствия своих действий.
Ответственность за свою жизнь они перекладывают на других, и если что-то идет не так, то, конечно же, во всем виноват кто-то другой, но они сами – никогда.
Ожидать от таких людей взрослого и ответственного поведения просто неразумно. Хотя им и можно поручать выполнение простых задач, все-таки безопаснее воздержаться от любых деловых контактов с ними.
В личных отношениях психологический ребенок становится еще одним ребенком в семье. Так, например, жена может «усыновить» своего мужа – психологического ребенка, и стать ему «мамочкой».
«Подросток»
К счастью, психологических детей в мире не так уж и много. Гораздо больше «подростков». Их жизненное кредо «а что другие подумают».
Психологические подростки, как правило, выбирают одну из двух основных стратегий поведения.
1. Не выделятся, быть такими же как все.
Таких людей в мире абсолютное большинство. Они следуют правилам и нормам социума. Боятся осуждения, боятся быть отвергнутыми, хотят чтобы у них было не хуже, чем у других.
Ими легко управлять и манипулировать, нажимая на кнопки типа «а что соседка скажет, если ты...», «начальнику не понравится, если...» и так далее.
2. Выделятся, быть круче всех.
Демонстрировать окружающим свое превосходство. Им даже не так важно быть крутыми, главное, чтобы их такими воспринимали. Не быть, а казаться. Пускать пыль в глаза.
Купить самую дорогую машину, женится на самой красивой девушке, заработать больше всех – это поступки «крутых подростков».
Для них очень важно мнение авторитетов, значимых для них людей. Это их слабое место, зная которое, ими можно манипулировать.
Психологические подростки могут быть отличными работниками, особенно если их начальники знают, как грамотно ими управлять. Некоторые из них могут сами стать начальниками и даже организовать свой небольшой бизнес.
«Юноша/девушка»
Психологические юноши и девушки – идеалисты, вечные студенты. Им не важно общественное мнение, но важны высокие цели и идеи. Они любят учиться, развивать интеллект, быть умнее других. Часто оторваны от реальности.
Их можно узнать по умным словам и бесконечным рассуждениям, которые редко приводят к конкретным действиям. Они могут долго обдумывать всевозможные варианты, но так и не примут окончательного решения из-за постоянных сомнений.
Деньги для них не являются главным побудительным мотивом, и часто они зарабатывают не очень много, так как работают в основном ради идеи. Они не будут бегать и продавать, как «подростки», так как считают это ниже своего достоинства. Поэтому им хорошо работать в паре либо с «подростком», либо со «взрослым», которые возьмут на себя все финансовые хлопоты.
«Юношей» много среди научных работников и программистов.
«Взрослый»
Психологический взрослый человек четко осознает свои цели и достигает их самым быстрым и эффективным способом.
Он берет на себя ответственность не только за самого себя, но и за своих подчиненных и близких.
«Взрослые» успешно строят карьеру или бизнес. Они отлично разбираются в людях и знают как ими управлять и манипулировать. Всегда добиваются желаемого.
Не поддаются эмоциям, но умеют грамотно использовать их в своих целях. Например, оставаясь эмоционально невозмутимыми внутри, могут накричать на подчиненного, всем своим видом выражая праведный гнев, если знают, что это единственный способ донести до него необходимую информацию и получить желаемый результат.
«Взрослые» легко решают конфликты с выгодой для себя. Прекрасно понимают людей, их страхи и движущие мотивы. Они быстро ориентируются в самых сложных ситуациях, точно знают, чего хотят и как это получить.
«Зрелый»
До психологически зрелого возраста доходят единицы. Их можно назвать «просветленными». Они практически отказываются от материального и переходят к духовному.
Эти люди при желании могут получить все что угодно, но для них это уже не представляет ценности.
«Зрелыми» можно назвать Мать Терезу, Ошо, Будду, правителей некоторых стран. У них уже более высокие мотивы, они изменяют мир.
Кто нами управляет?
Очевидно, что в жизни взрослые управляют своими детьми. Так же дело обстоит и с психологической точки зрения – чем человек взрослее, тем больше у него влияния на других людей.
Определив свой психологический возраст, мы поймем кто и как может нами управлять, а значит, сможем и противостоять манипуляциям.
Нельзя сказать, что какой-то возраст «хороший», а какой-то «плохой» - это просто данность, состояние на текущий момент, которое при желании можно изменить.
Однозначно лишь то, что чем взрослее мы становимся, тем легче нам добиваться собственных целей, не поддаваться на провокации и манипуляции, а значит, более полно жить своей жизнью.