На неделю я заглубляюсь в нейропсихологию. У сына новая программа, которой я хочу с вами поделиться. Но, сначала, придется объяснить два важных понятия для работы с "шилопопыми" детьми, которые везде лезут, все роняют, всех толкают, все грызут.
Всех этих детей объединяет одно: разбалансированная нервная система формирует сенсорный "поиск" - стремление к определенным движениям действиям, которые:
- дают ребенку приятные ощущения;
- стабилизируют его внутренний дисбаланс;
- ребенок в них залипает и отвлекается от режимных вещей таких, как прогулка, еда, учеба, сон;
- создают почву для конфликтов (например, мой ребенок любит толкаться).
Многие аутостимуляции ребенка-аутиста являются разновидностью поиска. Если гиперактивный ребенок бегает чуть ли не по стенкам - это тоже поиск.
Обычно ребенку с такими проблемами предлагают "сенсорную диету" - заменяют приемлемые действия на неприемлемые. Диета бывает двух видов: простое насыщение и "тренировка"/коррекция сенсорной системы.
Простое насыщение выглядит так:
- Маша любит открывать краны и смотреть, как льется вода. Это неприемлемо: вода стоит дорого и Маша может затопить ванну. Маше дают плотно закрытую бутылку с водой и блестками, снежный шар с глицерином или запаянный файл с фейри, покупают детскую раковину или наливают маленький бассейн. Всем этим Маша может играть без ущерба для семейного бюджета;
- Саша любит прыгать. Каждое утро перед школой Саша 20 минут прыгает на батуте;
- Кирилл любит толкаться. Каждое утро он висит на турнике;
- Вера любит все грызть. Родители ставят девочке в комнату блюдо с репой и морковкой, а для школьной ручки купили насадку-грызунок.
Однако, по сути, простое насыщение - временная мера, чтобы ребенок сам не сходил с ума и не портил нервы окружающим. По моему опыту, многие сенсорные игрушки быстро приедаются.
Тренировка сенсорной системы - это те упражнения которые не только снижают "сенсорный поиск", но и корректируют работу сенсорной системы. Их выбирает нейропсихолог. Раньше делали такие упражнения с утра, вместо зарядки, ребенок вел себя спокойней. Но из-за зарядки мы тогда часто опаздывали в садик, что не нравилось воспитателям. Зарядку перенесли на вторую половину дня, но она была уже не так эффективна. Сейчас я пытаюсь вернуть утренние занятия: каждый день бужу сына на 10 минут пораньше и понемногу делаем новые задания.
Сенсорный дневник
Каждый ребенок - индивидуален, поэтому нейропсихологи рекомендуют вести дневник позволяет наблюдать за успехами/ провалами ребенка в течение дня, записывать, какие действия ухудшают его самочувствие, настроение и поведение, а какие - улучшают.
Что это дает лично мне? У моего ребенка проблемы с тонусом мышц, ноги сильные с гипертонусом, руки слабые - с гипотонусом. Делать многие упражнения для детей с проприоцептивным поиском с нагрузкой на руки (турник, крокодил, рукоход) ему неприятно, больно и тяжело.
Зато он с восторгом делает "ленивые" упражнения в постели: с силой упирается ногами или руками в мою руку. Бассейн и батут помогают ему строить отношения с другими детьми: если ребенок во время игры может прыгать или прыгал незадолго до игры, он играет и сотрудничает более продуктивно.
Любые физические упражнения после 20.00 для нас - табу, ребенок либо не сможет сделать их от перевоздбуждения, либо разгуляется так, что не уснет.