Найти тему

Сенсорный дневник и сенсорная диета: как они могут помочь детям с РАС, ЗПР и СДВГ

батут - один из методов сенсорной дисенсорного
батут - один из методов сенсорной дисенсорного

На неделю я заглубляюсь в нейропсихологию. У сына новая программа, которой я хочу с вами поделиться. Но, сначала, придется объяснить два важных понятия для работы с "шилопопыми" детьми, которые везде лезут, все роняют, всех толкают, все грызут.

Всех этих детей объединяет одно: разбалансированная нервная система формирует сенсорный "поиск" - стремление к определенным движениям действиям, которые:

  • дают ребенку приятные ощущения;
  • стабилизируют его внутренний дисбаланс;
  • ребенок в них залипает и отвлекается от режимных вещей таких, как прогулка, еда, учеба, сон;
  • создают почву для конфликтов (например, мой ребенок любит толкаться).

Многие аутостимуляции ребенка-аутиста являются разновидностью поиска. Если гиперактивный ребенок бегает чуть ли не по стенкам - это тоже поиск.

Обычно ребенку с такими проблемами предлагают "сенсорную диету" - заменяют приемлемые действия на неприемлемые. Диета бывает двух видов: простое насыщение и "тренировка"/коррекция сенсорной системы.

Простое насыщение выглядит так:

  • Маша любит открывать краны и смотреть, как льется вода. Это неприемлемо: вода стоит дорого и Маша может затопить ванну. Маше дают плотно закрытую бутылку с водой и блестками, снежный шар с глицерином или запаянный файл с фейри, покупают детскую раковину или наливают маленький бассейн. Всем этим Маша может играть без ущерба для семейного бюджета;
  • Саша любит прыгать. Каждое утро перед школой Саша 20 минут прыгает на батуте;
  • Кирилл любит толкаться. Каждое утро он висит на турнике;
  • Вера любит все грызть. Родители ставят девочке в комнату блюдо с репой и морковкой, а для школьной ручки купили насадку-грызунок.

Однако, по сути, простое насыщение - временная мера, чтобы ребенок сам не сходил с ума и не портил нервы окружающим. По моему опыту, многие сенсорные игрушки быстро приедаются.

Тренировка сенсорной системы - это те упражнения которые не только снижают "сенсорный поиск", но и корректируют работу сенсорной системы. Их выбирает нейропсихолог. Раньше делали такие упражнения с утра, вместо зарядки, ребенок вел себя спокойней. Но из-за зарядки мы тогда часто опаздывали в садик, что не нравилось воспитателям. Зарядку перенесли на вторую половину дня, но она была уже не так эффективна. Сейчас я пытаюсь вернуть утренние занятия: каждый день бужу сына на 10 минут пораньше и понемногу делаем новые задания.

Сенсорный дневник

Каждый ребенок - индивидуален, поэтому нейропсихологи рекомендуют вести дневник позволяет наблюдать за успехами/ провалами ребенка в течение дня, записывать, какие действия ухудшают его самочувствие, настроение и поведение, а какие - улучшают.

Что это дает лично мне? У моего ребенка проблемы с тонусом мышц, ноги сильные с гипертонусом, руки слабые - с гипотонусом. Делать многие упражнения для детей с проприоцептивным поиском с нагрузкой на руки (турник, крокодил, рукоход) ему неприятно, больно и тяжело.

Зато он с восторгом делает "ленивые" упражнения в постели: с силой упирается ногами или руками в мою руку. Бассейн и батут помогают ему строить отношения с другими детьми: если ребенок во время игры может прыгать или прыгал незадолго до игры, он играет и сотрудничает более продуктивно.

Любые физические упражнения после 20.00 для нас - табу, ребенок либо не сможет сделать их от перевоздбуждения, либо разгуляется так, что не уснет.