Дягилев умел соединять несоединимое. Делал это широко и виртуозно. Его привлекали яркие люди, яркие идеи и вообще все новое и неодолимое. Не как у других.
Гениальные «Сезоны» - это партнерство гениев или будущих гениев. Дягилев окунался в проекты и отношения, как в омут: весь, без остатка и какого-либо рационализма. Такая взаимная страсть увлечённых людей со всеми вытекающими: фонтан идей, триумф и - часто скандал, последующее расставание...
Вот потому и спустя век Дягилевские сезоны у всех на слуху, овеяны флером сногсшибательного успеха всего русского на Западе.
Это – дух. Это – мечта. Это – воплощённый аромат розы (потому что символист!).
И за всем этим вкус, смелость, организаторский талант мощной личности.
Сергей Дягилев родился в семье офицера в 1872 года в Селищах Новгородской губернии. Мать умерла рано, мальчик был воспитан мачехой, любящей, но мачехой.
Сегодня психологи обязательно сказали ли бы, что недостаток истинно материнской любви мог оказаться травмирующим и сказаться впоследствии на скандальной сексуальной ориентации Дягилева. Может быть. Но к такому же эффекту иногда приводит и избыток материнской любви... Увы.
Мы не станем обсуждать детали этой стороны жизни Сергея Дягилева. Просто помним, так было.
По долгу службы отца Дягилевы жили в Санкт-Петербурге и в Перми. Как дань памяти пермскому периоду жизни Сергея Дягилева, сегодня Пермь принимает арт фестивали его имени под руководством гения нашего времени Теодоро Курентзиса. Имя Дягилева живо.
После окончания гимназии в 1890 Сергей Дягилев поступает в Санкт-Петербургский университет на юридический. Окончив университет, юристом не становится, а широкие интересы и взгляды, врожденный дар организатора приводят его в увлекательнейший мир искусства - в прямом и переносном смысле: несколько лет Дягилев был редактором основанного им популярнейшего журнала «Мир искусства». Это объединение отвергало академизм во всех проявлениях.
Он организует выставки, презентации, популяризирует ярких молодых художников. Нюх на таланты у него был редкий. Среди спонсоров «Мир искусства» были Савва Мамонтов и сам царь Николай II.
Удивив соотечественников экспозицией русского искусства XVIII века, Дягилев задумал покорить Европу. Европа - это тогда был прежде всего Париж. И он едет в Париж на знаменитые «Осенние салоны». Там, в 1906 году в изыскано оформленных Львом Бакстом двенадцати (!) залах разместилось 750 экспонатов русского искусства - от древних икон до современной живописи: Врубель, Серов, Рерих, Левитан, Борисов-Мусатов, Ларионов...
Это был фурор.
Это было только начало. Через год Париж услышит русскую оперу, обомлеет от голоса Шаляпина. А через три года знаменитые русские одноактные балеты потрясут воображение «видавших виды». Скандал будет сопровождать «Весну свящённую», но все это будет в конечном счете работать на славу сезонов и интересу к России, к русскому.
Успех стоил Дягилеву огромных психологических, эмоциональных и материальных затрат и долгов. Внешне фееричные сезоны планировались буквально на коленке, многое делалось в последний момент с риском провалиться. Но все получалось. Как это по-русски!..
Непостижимо, но у него хватало какой-то природной стойкости, чтобы на своих плечах, выносить и разрешать самые запутанные положения.
…А публика аплодировала стоя и в слезах. Потому что Дягилев работал только с такими же одержимыми и с такими же талантливыми партнерами, каким был сам. Похоже, это был не бизнес, а сплошной фан.
По иронии судьбы, дружбы и партнёрства с Дягилевым почти всегда заканчивалась большими скандалами и разочарованием (последнее, впрочем, было недолгим). Но осадок оставался и изматывал надолго всех участников процесса. Так было с Нижинским, например.
Многие друзья-партнеры делали себе имя на самом факте сотрудничестве с Дягилевым, но это будет позже, позже...
С началом Первой мировой войны Сергей Дягилев окончательно перебирается в Европу. Много работает. Несмотря на успех его мероприятий, часто работает в долг.
В последние годы жизни великий импресарио начала 20 века нашел себя в коллекционировании: собирал ценнейшие произведения искусства - картины, редкие автографы, книги и рукописи... Нюх и здесь не покинул его.
...Дягилев умер в августе 1929 в Италии.
Его личные вещи ушли с аукционов за огромные деньги - такова была магия его имени. Даже градусник, которым измеряли температуру на смертном одре, ушёл с молотка, сохранив отметку 40,5 – последнюю прижизненную температуру великого русского.
Говорят, причина смерти была в осложнении из-за сахарного диабета, диагностированного за несколько лет до смерти, и фурункулёза.
Похоронен Дягилев на острове Сан-Микеле, Венеция. Где-то рядом нашли покой Стравинский и Бродский...
Его и сегодня считают своим и у нас, и в Париже.
Дягилев – это до сих пор модно. Это и сегодня магия. И прекрасно его окружение!
P.S. На окружение (или работы рук лиц из «окружения») как раз можно полюбоваться: фото картин с выставки в Петербурге (Шереметевский дворец, 2021 г.) «В круге Дягилева».
Прекрасная ушедшая эпоха...
©️ 2021 Мила Тонбо