В Евангелии от Луки Иисус рассказывает притчу о богаче, который много пировал в своей земной жизни, но после смерти попал в ад. И страдая в геене огненной, он поднял взгляд и увидел на лоне Авраамовом (так называли место упокоения праведников) своего раба, который при жизни лежал в пыли у его ворот, напрасно ожидая милостыни, и псы облизывали язвы его.
И взмолился он к Аврааму: "... пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем". Но Авраам очень жёстко ответил ему, что все свои блага он получил уже при жизни, и больше ему ничего не положено. И теперь между ними пропасть, которую нельзя преодолеть ни в ту, ни в другую сторону. Тогда богач стал умолять Авраама, чтобы он послал Лазаря к его ещё живым пяти братьям в качестве свидетеля, предостеречь их, чтобы они не повторили его судьбу. Но Авраам сказал, что у них (у живущих братьев богача) есть Моисей и пророки, учение которых обо всём предостерегает и всё объясняет. Богач же считал, что этого недостаточно. А вот если бы пришёл свидетель, который всё испытал сам, то они поверили бы ему и покаялись. "Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят."(Лк. 16:19-31).
В живописи (и графике) это один из популярнейших сюжетов. Драматичный контраст почти плакатного типа, возможность включить множество бытовых подробностей и авторитет отсылки к евангелию делают этот сюжет интересным и для мастеров бытового жанра, и для тех, кто специализируется на религиозной живописи. Вот Якопо да Понте, прозванный Бассано по имени его родного города.
Вот брат его Леандро да Понте (Бассано).
Есть такая картина и у младшего Бассано (Франческо да Понте).
А вот и Фёдор Андреевич Бронников, русский профессор исторической живописи.
Среди художников, обращавшихся к этому сюжету мы встречаем многие прославленные имена. В Нидерландах, кроме Рембрандта, это Хендрик Тербрюгген, представитель "утрехтского караваджизма", соединившего приёмы итальянского барокко с бытовизмом "малых голландцев" и самые плодовитые из этих"малых" - Ян Стен и Габриэл Метсю. Во Фландрии - Франс Франкен Младший. Во Франции это великий Гюстав Доре, академист Александр-Габриэль Декан и символист Гюстав Моро. В Германии - Эдуард фон Гебхардт, в Испании - Хуан де Севилья, в Болгарии - Захарий Зограф.
В сущности, художники и стали вестниками, свидетельствующими о справедливости загробного воздаяния. Достаточно убедительными и настойчивыми.
P.S. К сегодняшнему рассказу меня подтолкнула мысль, которая терзает меня уже давненько. Свербит и свербит. И я вернулся к её истокам. С неё и начал.
... Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят...
А ведь не поверят!