Компания SuperJob провела исследование, в котором приняли участие 3 тысячи родителей учеников 7–11-х классов из всех округов России. Оказалось, что чем старше ребёнок, тем больше денег уходит на репетиторов. В среднем траты таковы:
✏️7-8 классы — 2,8 тысячи рублей;
✏️9 класс — 3 тысячи рублей;
✏️10-11 классы — 3,5 тысячи рублей.
При этом если в 7-8 классе к репетиторам обращаются 27% школьников, в 9 классе – 34%, то в 10-11 классе – 43% (почти каждый второ й).
Мотивация разная. В 7-8 классе часто берут уроки, чтобы закрыть пробелы в знаниях и повысить успеваемость. Кто-то готовится к олимпиадам. Но чаще всего обращение связано с подготовкой к ОГЭ или ЕГЭ.
По каким предметам чаще всего берут дополнительные занятия:
✏️английский язык;
✏️алгебра и геометрия;
✏️русский язык;
✏️физика;
✏️химия;
✏️история и обществознание;
✏️другие иностранные языки.
Обратите внимание, нет такой популярной сейчас информатики.
Но это не главное. Главное, по какому принципу мы выбираем предметы для дополнительной подготовки. Чаще всего это реактивный подход: выбираем предмет, с которым, как нам кажется, мы справляемся хуже ("надо подтянуть" ) или лучше ("буду поступать на физмат"). И тогда к профконсультанту попадают со следующим запросом: «Мы сдаем эти предметы, что можете нам порекомендовать» или «Мы занимаемся с репетитором по физике, нам нужна специальность, где физика – профиль»🤦
И хорошо, если это точно попадание. Но бывает и так, что у ребенка нет ни интересов, ни талантов в этой области. И это действительно дилемма как для подростка, так и для консультанта.
Поэтому я за реактивный подход к профориентации: запуск профессионального самоопределения с 7-8 класса. Он включает: посещение дней открытых дверей, участие в проектах, конкурсах, для того, чтобы к концу 9 или 11 класса сформировать осознанный подход к выбору профессии.
Рассказывайте, как выбираете предметы для дополнительных занятий с репетиторами? Связаны ли эти предметы с выбираемой профессией?