Умение конкретизировать примерами теоретические положения считается разработчиками ФИПИ очень важным. Именно поэтому оно часто встречается в заданиях итоговой аттестации. В этой статье я хочу вам рассказать, как поэтапно, шаг за шагом сформировать это умение у школьников.
Работа должна быть поэтапной и усложняться при переходе в следующий класс. Дополнительно советую вам использовать прием "дневника примеров", который я уже описывала в своей статье
В 7 классе можно усложнить источник информации
В 8 классе не только усложняем источник, но и начинаем работу по моделированию примеров, так как такой прием допускают разработчики ФИПИ
В 9 классе постепенно выходим на результаты, которые выносятся на ОГЭ
В 10-11 классах учащиеся формулируют теоретические аргументы и иллюстрируют их примерами, таким образом, мы выходим на результаты, проверяемые на ЕГЭ.
Отдельно хочу представить вопросы, которые позволят провести анализ источника информации:
1. О чем пишет автор ?/ Какую проблему (идею) он поднимает? / Почему эта информация важна для автора? / Важно ли это для меня? / Каково мое отношение к проблеме?
2. Что нового я узнал(а) из этого источника? / Какие примеры и факты интересны для меня?
3. Что дополнительно я могу сказать по теме / проблеме источника? В каких других источниках поднимается эта проблема?
4. Предлагает ли автор пути решения проблемы? Какие? / Что могу предложить я для решения проблемы? / Какой прогноз я могу дать в развитии общественного процесса (явления), связанного с проблемой?
5. Какое альтернативное название источника я могу предложить? Могу ли я написать аннотацию на этот источник?
При работе с этими вопросами, учитывайте возраст учащихся, и, соответственно, упрощайте или усложняйте.
На этом все! Удачи Вам в работе!