В моём позднесоветском детстве у мальчишек было мало возможностей увидеть фильм с боевыми искусствами. Всяческое каратэ в мире тогда было на пике популярности, и крики «Кийя» раздавались даже на детских площадках городов СССР. Но фильмы с Брюсом Ли, Джекки Чаном и Чаком Норрисом находились под запретом, и единственной возможностью увидеть умело дерущихся дядек на экране оставались «Пираты XX-го века», да «Не бойся, я с тобой». Впрочем, нет! Было ещё индийское кино, на которое выстраивались в очереди к кинотеатрам: девочки и женщины шли на него за слезливым любовным сюжетом и красочными плясками, а мальчишки и дяденьки, конечно, — за сценами с драками, какими бы примитивными и наивными они ни были.
Впрочем, очень скоро признание в симпатиях к индийскому кино могло обернуться градом насмешек от ровесников. Не помогли бы и оправдания в духе «ну, там же такие клёвые драчки!». Мальчишки быстро повзрослели и уже по собственным дракам в подворотнях раскусили, насколько неестественны рукопашные столкновения в болливудской кинопродукции с их непременно преувеличенными звуками ударов и смешными гримасами индийских кинозвёзд, которые должны были подразумевать невероятную крутизну.
Особняком стоял «Танцор диско» Баббара Субхаши. Уж не знаю, благодаря чему. То ли музыка была там поудачнее. Может, драки более талантливо поставлены. Вполне может быть, что обаяние Митхуна Чакраборти повлияло на это, но факт — музыкальный боевик «Танцор диско» остался чуть ли не единственным фильмом индийского производства, в любви к которому не стыдно было признаться. Ну, по крайней мере, в моём окружении. Его даже иногда в видеопрокате брали, когда появились видеомагнитофоны, и вожделенные «каратэшные» боевики перестали быть чем-то неизведанным и недоступным.
К чему я об этом вспомнил? Дело в том, что уже месяц я по некоторым причинам вынужден знакомиться с болливудской продукцией последнего десятилетия. И с сожалением вижу, что развиваться Болливуд отказывается напрочь. Так и крутит свою шарманку с неожиданно потерявшимися, а затем найденными братьями и сёстрами, так и продолжает к месту и не к месту пихать музыкальные вставки в любые, даже самые неподходящие для мюзикла истории.
Да, съёмки стали ещё масштабнее и красочнее. Да, массовка в кадре иногда такая большая, что кажется – полстраны вывели на съёмочную площадку под камеры. Но за этой пышностью не скрыть, что по сюжетам, по юмору, даже по музыке кино Индии остаётся на уровне 70-х или 80-х годов. Боевые сцены — если приглядеться и призадуматься — тоже не эволюционировали. Они непременно ставятся с преувеличенным пафосом, в них по-прежнему пучат глазища смуглые актёры, а звуки ударов будто бы взяты из старых кинолент. Да, они выглядят местами круто, но «крутизна» их, на самом-то деле, достигается не за счёт продуманного «балета» и умелого монтажа, а за счёт нижних ракурсов и «замедленной» съёмки.
Есть, конечно, приятные исключения. Попалось мне за этот месяц несколько лент, которые позволяют сказать, что в индийском кино наступил пока ещё не полный застой. Возможно, я сделаю на своём канале подборку лучших из свежих болливудских шедевров, которые мне удалось посмотреть. Но пока — коротко о фильме, который вполне может заменить «Танцора диско» в кинопредпочтениях бывших советских мальчишек.
Фильм называется «Султан», но речь в нём идёт вовсе не о каком-то индийском правителе. Герои ленты — жуликоватые бродяги, огромной шайкой живущие на оккупированном ими постоялом дворе. Жуткие проходимцы, они зарабатывают на жизнь самыми сомнительными способами, включая наёмное «мочилово». И вот эти суровые, лишённые сантиментов дядьки, грязные и небритые, воспылали трогательной любовью к сыну своего главаря. Мальчика они и называют «султаном» в знак уважения и любви.
Когда Султан вырос, он сумел вырваться из этой криминальной среды, получить образование и стать разработчиком неких фантастических роботов. Вернувшись после учёбы домой, он впервые видит своих воспитателей такими, какими они есть на самом деле — хитрыми проходимцами и безжалостными убийцами. Но Султан не отказывается от них, а берётся перевоспитывать. Он уверен, что из бандитов можно сделать честных работяг, ведь по детским годам помнит, что эти суровые, грозные мужики могут быть и заботливыми, и преданными, и даже благородными.
Перевоспитывать взрослых дядек — задача посложнее, чем давать путёвку в жизнь малолетним беспризорникам. Она осложняется ещё и тем, что отец Султана перед смертью обещал жителям бедняцкой деревни прибить главаря другой, «плохой» банды — слишком уж тот жесточил с беззащитными земледельцами. Взрослые товарищи Султана твёрдо намерены выполнить это обещание, дабы не опорочить память бывшего лидера.
Дальше рассказывать не стану — без спойлеров не обойтись. Но «Султан» — это действительно лихо закрученный боевик. Оставаться суровым и «крутым» ему не мешает даже то, что режиссёры не отказались без обязательных для индийского кинематографа массовых плясок (но они тут тоже суровые, «мужицкие»). Главной звезде фильма — 43-летнему актёру Картхи — талантов Чакраборти сильно не хватает (он даже танцует заметно хуже), но остальной актёрский состав вываливается на зрителя целой ватагой ярких, запоминающихся персонажей.
Что касается боевых сцен… Их тут очень много. Без «рапида» (который для современного массового кино Индии стал таким же обязательным атрибутом, как песни-пляски) тоже не обошлись. Но и с хореографией драк поработали, и в целом с большей фантазией подошли. К тому же, поскольку дерутся здесь в кадре не жеманные кинозвёзды с маникюром и набриалиненными причёсками (даже Картхи — не исключение), то воспринимаются они гораздо серьёзнее. При этом — пафос боевых сцен в — зашкаливает, а законы физики идут лесом, поэтому во время просмотра не раз вспоминаются «300 спартанцев» Зака Снайдера.
Вот такое индийское кино можно рекомендовать даже любителям голливудских боевиков и ненавистникам слезливо-сопливых болливудских боевиков. И не только из-за хорошо поставленных драк, но — что важнее — за общее ощущение настоящего «мужского» кино о крепкой «пацанской» дружбе.