Марвел выпустили уже кучу фильмов и ввели уйму персонажей. Однако многие из них вторичны по отношению к более ранним. Например, Человек-муравей - это взрослая версия паучка (отвечают за юмор, белые вороны в команде и по жизни, неловкие в общении с девушками и т.п) или даже аналог Питеру Квиллу из Стражей. Оригинальный состав Мстителей не таков. А Тони Старк - самый проработанный герой киновселенной. И вся его сольная трилогия, включая кассово провальный третий фильм, лучшая. И вот, почему.
Я не рассматриваю комиксовые истории персонажей, КВМ - это отдельные произведения. Конечно, на них можно отсылать. Я уже говорила о Железном человеке в "Мстители. Финал", где у него лучшее завершение арки. И я считаю, вся его линия во франшизе удалась лучше других. По порядку.
Сравним с другой частью команды Мстителей. У Тора, капитана Америки, Человека-паука по три фильма, как и у Старка.
Тор хоть и тоже мой любимчик, вообще не соответствует самому себе: первые два сольника и последующее его появление что сольно, что в команде - это два разных Тора.
Кэп. Его фильмы хороши, особенно первые два. Как и у Железного человека. Но тут проблема в самом персонаже: он вообще почти не меняется, идеальный солдат чуть больше приспособился к новой действительности, хотя ментально остался в прошлом с Пегги, - и это все, что с ним происходит.
Человека-паука перезапустили - понятно, новая студия, другое права и т.д. От этого теряется цельность восприятия персонажа. То у него тетя молодая, то в годах. То он теряет дядю Бена, то нет. То у него одна подружка, то другая... В общем, ясно, почему герой популярен - он близок своей аудитории, его реакции живые, и он развивается методом проб и ошибок.
Но я предпочитаю историю взрослого супергероя.
Итак, в первом фильме Тони - плейбой, миллиардер, филантроп. Производитель оружия, богатенький наследник, при этом не бездельник, а сам талантливый изобретатель. Видимо, он не знал, куда применить свои таланты и выбрал наиболее прибыльное - конструирование ракет, оружия. О последствиях такого массового производства и экспорта ему предстоит узнать на собственной шкуре. Тони похищают те, кто покупал его изобретения, и требуют работать на них за даром. Вот тут мышление Старка переключается: надо защитить себя и вытащить из плена, а не потакать террористам. Получив механическое сердце, он словно получает второе дыхание, право начать все заново. И не то, чтобы Старк готов так рьяно и смело действовать - приди эта мысль перемен ему в обычной ситуации, он бы ее откладывал, тянул до последнего (как откладывал свой роман с Пеппер). Но здесь, в плену, рождается новая личность Тони - пока он смел и решителен только под броней, но броня сделана своими руками. А это хороший задаток.
Что еще важно, Тони не желает отделять себя от этой новой личины. Поэтому он сразу признается, кто он такой.
Я - Железный человек
Подчеркивает, что прошлое Я и нынешнее Я - один человек. Это прочувствовал Дауни-младший, не зря настояв на том, чтобы фраза прозвучала.
Герой понимает, что стоит чуть-чуть расслабиться, дать себе маху - и опять пучина тьмы затянет его. Да, он выпивает, все еще ходит по женщинам и буянит периодически, невероятно самовлюблен, эгоистичен. Но там, в плену, в темном помещении, перед лицом смерти (своей как угрозы жизни и реальной доктора) Старк разглядел в себе за отблеском своего нового - механического - сердца нечто светлое, настоящее, нечто большее, на которое он способен (а не просто идти по накатанной схеме) не только ради себя, но и ради других. В нем появились сомнения в правильности своего образа жизни и мыслей. Ему буквально заменили сердце, перезапустили моторчик, и перемены, к счастью, не обрушились на него все разом. Он остался человеком, что важно, не без пороков, а не стал идеальной машиной. Вот, чем он так хорош.
И чем так удачен первый фильм. По идее, название должно быть Человек в железе или типа того, потому что Человек-Тони первичен. И даже больше, чем Человек-муравей (ему достается костюм, он не проходит путь становления героя, и потому он так безлик). Есть предпосылки у Паркера, но и он получил свою суперсилу извне, хоть и работал потом с ней/ над ней. А Старк черпал свою силу из своих ресурсов.
Конечно, будь на его месте Роджерс, это бы не сработало. Эффекта сопереживания и "вау" не случилось бы: изначально положительный, почти идеальный герой делает себе броню, чтобы стать еще лучше ради защиты других людей. Поэтому для Стива используется другая тактика подачи персонажа. О нем, возможно, еще поговорим отдельно.
Далее вышел второй фильм. Это уже такой боевичок с гонкой вооружений, шпионкой, злодеем (клишированный, но обаятельным - Микки Рурк вернулся с ним в большое кино, и это меня радовало). Здесь тоже можно наблюдать развитие Старка. Он засматривается на Наташу, но уже замечает и Пеппер, которая ему предана и испытывает серьезные чувства. Ему снова грозит гибель - от сердца, и он пытается уйти от проблемы, как делал раньше. Бежит он "от сердца" трижды: от своего собственного буквально, от своих добрых помыслов в качестве супергероя (и от вступления в "Мстители"), и от настоящих чувств и длительных отношений. И только новая, физическая угроза в лице Ванко, а потом и восставших машин, заставляет Тони действовать. То есть он верен себе, как и в прошлом фильме, когда только плен повлиял на него. Но, тем не менее, Старк маленькими шажочками растет как личность. Потешив свое эго госнаградой (общественным признанием), он принимает предложение Фьюри.
В третьем фильме Тони уже с Пеппер - тоже шаг вперед (пусть они не безоблачные). Не в силах до конца принять свое героическое Я, он испытывает внутриличностные проблемы и панические атаки. И это - логично для человека его склада. Неубедительный злодей и ненастоящий террорист - не самый удачный фон, согласна. Главное в фильме другое - Тони возвращается к самому себе. Без брони. Но уже другому "себе", не как в "ЖЧ-1". Там ему было жалко себя (у него не было близких), а здесь Старк не может позволить себе эту жалость, он ответственен за других. За тех, кого спас в Нью-Йорке в "Мстителях", за Пеппер, за обретенных близких. Расставшись ненадолго с костюмом, он начинает чувствовать.
Если прежде у него главенствовал разум, то теперь включаются эмоции. Это важный этап преодоления себя - каждый из нас испытывает такое в период взросления, становления, значимых перемен в жизни. Вот и Тони, хоть уже и не юноша, а пришел, наконец, к этой ступени. Когда приходит понимание, что важен не только Я, но и те, кто мне дорог. Важно любить кого-то еще и быть любимым. Об этом узнает Железный человек, пусть и не проговаривается вслух в кино.
Да, Тони еще полон комплексов и страхов (потеря родителей не дает ему покоя), несовершенства, но он уже не ждет, когда будет поздно наступать и можно только отбиваться, а сам бросается на амбразуру. Берет судьбу в свои руки - поступок Взрослого.
Вот, почему я считаю трилогию о Железном человеке удавшейся, несмотря на сюжетные огрехи и несостыковки 3 части. И почему Тони должен был умереть в Финале. Он достиг зрелости, того апогея, о котором и не думал в начале своего пути. Больше, чем самопожертвование, он сделать бы уже не смог.