Найти тему

Чудеса революции

Кадр из фильма "Город мастеров"
Кадр из фильма "Город мастеров"

Бархатные, цветные, гибридные революции. Почему они совершались так быстро и так победительно, словно по волшебству?

Только ли благодаря методичкам «Как вывести на улицы миллион человек»? А может быть, организаторы акций протеста внимательно изучали советские фильмы-сказки?

Кадр из фильма "Королевство кривых зеркал"
Кадр из фильма "Королевство кривых зеркал"

«Королевство кривых зеркал» (режиссёр Александр Роу, 1963 год). Революция близняшек

Фильм по мотивам одноимённой повести-сказки Виталия Губарева. Трусоватая, ленивая, эгоистичная пионерка Оля (принадлежность героини или героя к Всесоюзной пионерской организации – своего рода маркер, указывающий на избранность) получает от бабушки установку: посмотри на себя со стороны. Сказано – сделано, Оля попадает в Зазеркалье и встречает там своё отражение, Яло. Все здешние обитатели носят зеркальные имена, отражающие их внутреннюю суть. К примеру, Анидаг (Лидия Вертинская) – это Гадина, ну а Гурд – конечно, друг, отказывающийся делать кривые зеркала. Миссия Оли и Яло (Ольга и Татьяна Юкины) – освободить Гурда, томящегося в Башне смерти.

В любом государстве, хоть демократическом, хоть авторитарном нейтрализовать и обезвредить таких вот юных оппозиционерок не представляло бы никакого труда, но правящие круги королевства, все эти главнейшие и наиглавнейшие погрязли в интригах и борьбе за право стать преемником правящего монарха. Так что никто особо и не мешает Оле и Яло пробраться в Башню смерти и со смотровой площадки распевать маршевую песнь, которую слышит всё королевство – песню про отрядный флажок. Услышав её, прежние министры теряют человеческий облик, что, естественно, избавляет их от судебного преследования, нельзя же судить за коррупцию настоящую жабу. Оля возвращается в свой мир, получив богатый опыт разрушения ослабевшей, но всё ещё агрессивной тоталитарной системы.

Кадр из фильма "Город мастеров"
Кадр из фильма "Город мастеров"

«Город мастеров» (режиссёр Владимир Бычков, 1965 год). Революция метельщиков

Фильм снят по мотивам пьесы Тамары Габбе, известной переводчицы сказок Перро, Андерсена, братьев Гримм. В отличие от Королевства кривых зеркал, раздираемых внутренними противоречиями, Город мастеров – оккупированная территория, захваченная армией герцога де Маликорна (Лев Лемке). Работающие в подполье силы Сопротивления готовят вооружённое восстание и надеются, что их поддержат ушедшие в леса партизаны. В свою очередь, спецслужбы герцога пытаются внедрить в подполье свою агентуру.

Параллельно набирает силу соперничество за руку и сердце первой красавицы города Вероники (Марианна Вертинская). В роли конкурентов выступают его светлость герцог и простой метельщик Караколь (Георгий Лапето). Оба они – горбуны, но один - воплощённое зло, а другой - само достоинство и мужественность. Любовь герцога к Веронике заставляет его совершать очевидные глупости. Колокольный звон подаёт сигнал к началу восстания. Народ вооружается, ситуация начинает напоминать интифаду на Ближнем Востоке…

Кадр из фильма "Три толстяка"
Кадр из фильма "Три толстяка"

«Три толстяка» (режиссёры Алексей Баталов, Иосиф Шапиро, 1966 год). Революция циркачей

Фильм снят по мотивам одноимённой сказки Юрия Олеши. Революция, изображённая в «Городе мастеров» - национально-освободительная. В «Трёх толстяках» решающая сила восстания – пролетариат, рудокопы на шахтах. Почему же главные вожди – не пролетарии, а циркач-канатоходец Тибул (Алексей Баталов) и похожий на культуриста оружейник Просперо (Роман Филиппов)? А главное, почему рудокопы, как говорит Тибул, «поднялись раньше времени»? Вероятно, всё дело в том, что в рядах антиправительственных сил нет профессионально подготовленных лидеров, обладающих харизмой. Любой политик, словно канатоходец, должен балансировать между несбыточными обещаниями и реальной оценкой ситуации, но чтобы овладеть этим искусством, недостаточно оттрубить в цирке несколько лет.

Только участие интеллектуалов, таких как доктор Гаспар (Валентин Никулин), в заговоре против триумвирата толстяков позволяет дезориентировать власти и отвлечь их от реальной угрозы. Контроль над ситуацией утерян - столица захвачена мятежниками. Народ, как ему и положено, ликует на площади, а тем временем в одном из кабинетов бывшего правительственного дворца мало кому известные лидеры вооружённой оппозиции делят министерские портфели. Скажете: в кино этого нет? В кино нет, а в жизни так и происходит.