После двух дня моря мы прибыли в Лиму, столицу Перу.
Мы, наученные опытом, не торгуясь, взяли первое же такси с пожилым таксистом, который пообещал нам показать весь город. И вначале, он нас повез на набережную, на которой располагался памятник, неизвестного нам человека
Форт и великолепный фонтан
И вид на пустынные берега
Все это охранялось солдатами и полицией
Стоп. Это превращается в простое перечисление «что увидел, о том и пою». Да и сам город производил впечатление испанского, с какими-то мавританскими мотивами, которые явно здесь ничего не завоевывали и не бывали.
Поскольку об истории Лимы и Перу мы знаем немного, позволю себе рассказать о ней.
До испанцев здесь жили племена индейцев ичма, которые в XV веке были включены в империю инков.
А в январе 1535 года на их беду сюда прибыл испанский конкистадор, который осмотрел долину и ему «показалось пригодным место для города». Город Сьюдад-де-лос-Рейс = Город Королей, был построен на ровном поле в долине, недалеко от моря.
Однако прижилось местное название города Лима, которое и стало официальным с 1543 года, когда Перу было провозглашено испанским вице-королевством. Более того, Лима стала центром испанского владычества для всей Южной Америки.
Увы, сильнейшее землетрясение 1687 года полностью разрушило город, вся торговля ушла в Буэнос-Айрес и в Картахену.
Землетрясение 1746 года опять снесло всё, что было восстановлено.
В 1821 году, 28 июля было провозглашена независимость Перу от испанцев, а Лима стала столицей страны.
Перу и Лима стали процветать – ведь в это время было открыто громадное значение гуано, как удобрения. Деньги потекли рекой – ведь натриевая селитра и гуано для сельского хозяйства нужны были всем странам. Кроме того, оба эти вещества служили сырьем (всегда восполняемым сырьем) для производства тротила. Перу и Боливия становились сказочно богатыми и захотели реальной независимости.
Как понимаете, «демократический мир» не мог допустить этого.
14 февраля 1879 года чилийский отряд захватил город Антофагаста (Боливия).
В ответ на это 1 марта Боливия, а 6 апреля Перу (у которого был договор о военной взаимопомощи с Боливией) объявили войну Чили.
Началась вторая Тихоокеанская война, известная как Война за гуано и селитру (исп. Guerra del Guano y el Salitre) – война Чили, при полной поддержке и субсидировании Великобританией, против Перу и Боливию с целью захвата месторождений селитры/гуано.
Территории Боливии и Перу вдоль моря является горами, поэтому всё снабжение их армий было по морю, где господствовал чилийский флот.
Чилийцы разбили совместную перуано-боливийскую армию и под их контролем оказалась значительная часть перуанского побережья.
7 июня 1880 года чилийцы захватили Арику и стали готовится к походу на Лиму. 20 ноября они захватили город Писко (где мы смотрели канделябр и птичий базар), а 17 января 1881 года вошли в Лиму.
Три года Перу было полностью оккупировано войсками Чили, а в горах действовали перуанские партизаны.
Лишь в октябре 1883 года вблизи Лимы был подписан мирный договор Перу и Чили, по которому южные провинции Перу отошли к Чили.
А в апреле 1884 года в Вальпараисо (первый день нашего круиза) было подписано соглашение о перемирии с Боливией, которая полностью уступала Чили свою прибрежную провинцию. Чили также получило от Боливии пустынную провинцию Атакама, в которой позже были обнаружены богатейшие месторождения меди.
В результате победы в войне чилийцы захватили все зоны добычи селитры в Боливии и Перу, а также перуанские острова с запасами гуано (площадь захваченных территорий составила больше 180 тысяч квадратных километров).
В итоге, доля принадлежавшим англичанам месторождений селитры достигла 70% к 1890 году.
В 1929 году, когда гуано было практически выработано, а значение селитры упало из-за успехов химической промышленности, чилийцы, с помощью международного арбитража, вернули часть захваченной территории Перу.
После второй Тихоокеанской войны Перу стало окраиной мира с беднейшей экономикой. И только к тридцатым годам прошлого века положение страны стало стабилизироваться.
Однако, в период политической нестабильности, который продолжался до начала 1990-х, в стране была массовая безработица и высокий уровень инфляции. Как всегда, в трудные годы столица становится центром притяжения миллионов мигрантов, которые приезжают в Лиму в поисках работы.
В настоящее время в Лиме живет около 8 миллионов человек, но сколько в реальности – никто не знает – кто их считает в трущобах?
Первым делом таксист нас отвез в музей Ларко ((Museo Arqueológico Rafael Larco Herrera), который посвящен местной истории и цивилизациям, которые были перед испанцами. Он включает в себя галерею «Золота» и «Серебра, галерею культур и внизу находится отдельная эротическая коллекция керамики.
Но, сначала, удивил двор музей. После марсианских прибрежных пейзажей двор музея казался раем.
Музей золота и серебра, признаюсь, разочаровал: в темных залах были демонстрировались разные украшения, которые было сложно «сложить в истории» и понять для чего и как они были сделаны.
А вот галерея искусств была очень интересной.
Узелковое письмо (кипу) инков, о котором я много читал, но увидел в первый раз. Узелки на нитях использовались, чтобы хранить информацию о налогах, войнах, сколько людей проживает в той или иной деревне.
Полагают, что это, скорей всего, числа, записанные двоичным кодом, но не буквы. С другой стороны, узелки были цветными и по разному завязаны. Черные узелки говорили о времени и о болезнях. Красный – отчет о своем войске: сколько было убитых и раненых. Зеленый – говорил о людских потерях противника. Желтый – о золоте или о кукурузе и так далее. Проблема в том, что за столько времени нити выцвели, а инки вымерли, поэтому рассказать, как точно прочитать эти узелковые письма неизвестно. Мы точно знаем, что обозначает тот или иной цвет, тот или иной узел и длина нитей, но вот пользоваться этим не можем. Ситуация похожа на ситуацию с роялем. Все знают, что у него есть белые и черные клавиши, что у него есть педали и что из него извлекают музыку. А вот играть на нем могут немногие.
И те «лохматушки», которые вы видите на конце нитей, это не от времени потрепанные, а специально вплетенные нитки, которые говорят о порядках чисел или о назначении зашифрованной информации в вышележащих узелках.
Керамика очень отличается от «нашей» по двум основными причинам:
- древние племена мочико и инки не знали гончарного круга, но додумались делать формы, по которым изготавливали почти одинаковые изделия.
- не было вьючных животных и не было тележек. Поэтому сосуды переносились либо в руке, либо на спине. А отсюда такие необычные ручки-горлышки: их удобно держать в руке - ее специально не прольешь, а если протянуть через ручку ремни дважды, то сосуд крепко держался на спине как рюкзак.
Так как гончарного круга не было, то он и не задавал обязательную круглую форму, как в нашей (европейской) культуре. Фантазии древним индейцам было не занимать – они пытались украсить и сделать индивидуальным каждый сосуд.
Смотрите их сколько! Со «стандартной» посудой музей не долго мучался – он их поставил в одну комнату. Но, обратите внимание, насколько отличается каждый сосуд от другого
Мне очень понравился сосуд с перекошенным лицом от зубной боли
Были, конечно, сосуды, которые выражали философские взгляды. Так индейцы представляли смерть человека: не женщину с косой, а зверя, который неожиданно нападает на человека и загрызает его.
Обязательно надо посмотреть эротическую коллекцию. Дзен вряд ли позволит опубликовать фотографии экспонатов. Я думаю, одну из самых невинных он, всё-таки, пропустит:
Древние индейцы относились к отношению между полами с юмором и наблюдательностью.
После музея наш водитель повез нас на развод караула. Мы уже опаздывали, а водитель очень хотел, чтобы мы его посмотрели, поэтому мы мчали с максимальной скоростью. Подъезды были уже перекрыты полицейскими, но волшебное слово, сказанное водителем полицейскому «туристос» сделали свое дело – мы успели к разводу.
Честно сказать… давайте посмотрим:
Но всё это – через решетку ограды.
Мало того, и к ограде не подпускали
Поэтому ажиотаж был только между туристами и то, очень слабенький
Замкнутая площадь создавало великолепную акустику, поэтому можно было пройти в центр площади и оглядеться
Президентский дворец с громадными балконами задавал тон всему старому городу
Туристы оглядываются в надежде себя чем-то занять.
Супер дружелюбные военные и полицейские на каждом углу, но это «не напрягает».
Все пошли по пешеходной улочке. Ну и мы тоже прошлись. Обратили внимание на балконы? Их много, и они необычны.
Заглянули в одну из церквей. Ее убранство очень напоминает окраску керамики в музее, вам так не кажется?
Местное население подрабатывает экзотическими нарядами, выпрашивая доллары у туристов.
Обратно к такси мы возвращались по другой пешеходной улице, которая выглядела совсем ухоженной и современной.
Мы спешим – водитель обещал нас свозить в местные фавелы.
ххх
Фотографии из моего архива, 2015 год.
Спасибо тем, кто ставит лайки и пишет комментарии - я знаю, что работал не зря.
Если подпишетесь, то Вы всегда будете в курсе новых публикаций!
Если есть чем поделиться, пишите в комментариях, обязательно отвечу.