Найти тему
Судострой

Рыбакам готовят вторую волну инвестквот

Оглавление

Несмотря на не самые выдающиеся результаты строительства промыслового флота, российским рыбакам стоит начать готовиться ко второму масштабному этапу внедрения инвестиционных квот на добычу водных биоресурсов. Данный механизм подразумевает, что компания получает квоту в обмен на строительство инвестиционного объекта в РФ – рыбоперерабатывающего завода или судна.

Строящиеся траулеры проекта СТ-192 на Адмиралтейских верфях / Фото: Судострой
Строящиеся траулеры проекта СТ-192 на Адмиралтейских верфях / Фото: Судострой

Инвестквоты для распределения изымаются у тех же рыбаков. Первая кампания, стартовавшая после изменения законодательства в 2016 году, потребовала выделения на инвестиционные цели 20% от общего объема квот добычи водных биологических ресурсов. Теперь речь идёт о дополнительных 20%.

Для чего

Главная заявленная цель новых инвестквот – обновление рыбоперерабатывающих мощностей на Дальнем Востоке, где добывается основанная доля водных биоресурсов, а средний возраст флота, по данным Росрыболовства, составляет 29 лет.

Как заверяют чиновники, флот необходимо обновлять для сохранения суверенного права страны на водные биоресурсы в своей экономической зоне. Сегодня российские рыбаки справляются с объемами добычи, но поддерживать необходимый темп силами устаревающего флота в будущем станет все сложнее. Поэтому нужны новые конкурентоспособные суда, позволяющие к тому же повысить степень переработки сырья. Необходимость этого недавно наглядно показала ситуация с поставками минтая в Китай.

Что строят

В 2018-2019 годах были заключены договоры на строительство 55 рыбопромысловых судов (30 – для Дальневосточного бассейна и 25 – для Северного). Успешное завершение всех проектов к 2025 году позволит обновить на 80% мощности флота на Севере и на 40% – на Дальнем Востоке.

На данный момент заказчикам переданы 5 судов. На разных этапах строительства находятся 33 судна, из которых 19 достраиваются на воде.

Построенный в рамках механизма инвестквот траулер "Баренцево море" / Фото: Судострой
Построенный в рамках механизма инвестквот траулер "Баренцево море" / Фото: Судострой

Отдельная история с добычей краба. Здесь на инвестквоты с недавнего времени направляется 50% от общего допустимого улова. Квоты покупаются на аукционах. По итогам прошедших в 2019 году аукционов до 2024 года должно быть построено 35 судов-краболовов. Пока что сдано только одно судно – краболов "Русь" от завода "Пелла".

Проблемы

Как признают все участники процесса, строительство нового флота идёт не без проблем. Так, по данным Росрыболовства, по 19 проектам уже перенесены сроки реализации.

В федеральном агентстве выделяют несколько причин отставания от контрактных графиков. Во-первых, это неудовлетворительное финансовое состояние верфей из-за накопленных ранее долгов (наиболее тяжёлая ситуация сложилась на Выборгском судостроительном заводе). Во-вторых, срывы поставок импортного оборудования из-за санкций (с этим столкнулись верфи, работающие с гражданскими и военными заказами). В-третьих – нехватка местных квалифицированных кадров, а также невозможность привлечения иностранцев для пусконаладочных работ из-за эпидемиологических ограничений.

Траулер "Баренцево море" на этапе строительства / Фото: Судострой
Траулер "Баренцево море" на этапе строительства / Фото: Судострой

К сожалению, стоит отметить и появившиеся производственные инциденты, которые также влияют на сроки строительства, взаимоотношения с заказчиками и репутацию верфей. Так, в конце марта произошла авария на строящемся траулере на верфи "Пелла".

Когда ждать вторую волну

Тем не менее, на этом фоне власти готовят новый этап распределения квот. На инвестиционные цели из общего объема планируется вновь выделить 20%. Как было на этой неделе отмечено на заседании в Совете Федерации, первоначально кампанию планировалось запустить с 2023 года, в настоящее время прорабатывается вопрос запуска уже с 2022 года. Однако этому препятствует значительное отставание от графиков при реализации существующих проектов.

Поэтому, по крайней мере, сенаторы считают целесообразным рассматривать вопрос о втором этапе после реализации запущенных ранее проектов. Как получится на практике, скоро увидим.