Чувство собственности. Оно знакомо всем, кто когда-либо расставался с чем-нибудь. Например, родовым домом. В нем жило несколько поколений семьи. И вдруг его приходится продавать. Минуту назад он еще был твоим. Но ты получаешь от покупателя деньги, ставишь свою подпись под документом, и это до боли знакомое и родное строение уже тебе не принадлежит.
Это чувство многим знакомо. Но я никогда не думал, что это же чувство может распространяться и на человека.
Знакомая семья. Женаты лет пятнадцать. У них двое детей.
Она трудолюбивая и сдержанная натура. Трудолюбивая и глубоко порядочная, рассудительная, думающая. Он, как говорится, шалопай. Живет одним днем, увлекающийся, непостоянный, эмоциональный. Не умеющий осмысленно трудиться, всегда ищущий какие-то лазейки и легкие пути.
Она им увлеклась, потому что он смазливый. С кудрявыми волосами, с густыми ресницами, правильными чертами лица и спортивной фигурой. А еще с хорошо подвешенным языком.
Он гулял направо и налево, и она об этом знала. Родились дети, и он все равно гулял, гулял и гулял.
Вся ее родня его ненавидела, потому что бывали такие периоды, когда он жил за ее счет. Причем эти периоды повторялись довольно часто.
Она переживала, и жаловалась на него. Но терпела. Роль натуры страдающей, которая все терпит, стала ее второй природой.
И вот случилось так, что он увлекся какой-то юбкой. И ушел от нее. Когда ее не было дома, он собрал чемодан, написал записку, что «всё кончено», и ушел. А еще он написал о любви к другой женщине.
Она сначала онемела. И молчала день. Плакать не могла: что-то мешало слезам вылиться из глаз. Отправилась к матери. Показала записку. Мать перекрестилась и заявила: слава Богу. Пусть, якобы, катится на все четыре стороны. А ей надо непременно подать на развод и ни в коем случае не принимать обратно, когда «молодая юбка» бросит его.
«Молодая юбка», по словам матери, догадается, что у него ни денег, ни ума. И быстро отправит его «погулять».
Женщина выслушала слова матери. Пришла домой. У нее тяжело было на сердце. И она не могла решиться на развод.
Рассуждения такие: этот человек принадлежал мне, как дом, как машина, как любой предмет. И я не могу отказаться от него. Он погуляет, нагуляется и вернется.
А дальше такое: мужчина через какое-то количество лет потеряет свою привлекательность для женщин. И вот тогда он будет дома. А старость все скрасит.
Трудно высказать. Если короче, то следующее: перебесится и человеком станет. Поэтому она его прощала. Поэтому так привыкла к роли жертвы, которая должна терпеть.
Ее мать утверждает, что не собирается что-либо предпринять. Уговаривать не стоит. Можно только высказать свое мнение. Не более.
Пройдет полгода, может, меньше. И он вернется. И она его примет. Допускаю, что и слова не скажет. Допускаю, что он и прощения не попросит. А пробормочет только, что совершил ошибку.
Есть такие самоотверженные женщины. Мужчина запросто растопчет половину ее жизни, поиздевается вволю. Изменит тысячу раз. Его могут и в тюрьму посадить. И женщина, собрав последние деньги, поедет к нему в колонию. Будет смотреть на него преданными глазами. А он и слова ей не скажет. Он только снисходительно разрешит ей любоваться собой, и жалеть себя.