Продолжаем #хождение на три моря
Посетив настоящую пустыню посреди гор, мы поехали дальше по дорогам Дагестана – с севера на юг, вдоль восточной границы республики, и наконец-то попали на берега первого из трёх запланированных морей. Привет, Каспий!
Но обо всём по порядку.
От бархана Сарыкум мы отправились в Махачкалу. На въезде и несколько километров далее город очень шумный и пыльный – на каждом углу заправки, много мебельных и строительных магазинов, салонов межкомнатных дверей и люстр, везде что-то продают, мелькают пестрые вывески. Застройка беспорядочная, разнохарактерная и разноэтажная. Движение суетливое, хаотичное, поворотниками пользуются только туристы, и то не все.
В центре немного спокойнее, больше зелени и аккуратной, симпатичной архитектуры. Мы оставили машину на одной из улиц и пешком вышли на берег моря через железнодорожный переезд. Людей в начале мая немного, но есть как приезжие, так и местные. Пляж песчаный с небольшим количеством расколотых ракушек. В тот день волны поднимали со дна водоросли и наполняли воздух непередаваемыми, липкими и одновременно свежими ароматами моря.
Махачкала – крупнейший город Северного Кавказа (СКФО). Основан в середине 19 века как укрепление в память о пребывании здесь Петра I. Так и записали впоследствии – город Петровск. Современное название появилось в 1920-е годы. Махач – сокращенная форма имени Магомеда-Али Дахадаева, большевика, который организовал и руководил Красной Армией Дагестана во время Гражданской войны. А «кала» значит город, крепость. Сейчас в Махачкале проживает более 600 тысяч человек, население растет, и столица активно застраивается.
В столице у нас была важная задача – найти заправку. Известно, что в Дагестане с бензином все плохо, российских сетевых заправок нет, но есть много копий разной степени качества и изобретательности: Ликойл, Русьнефть и все в таком духе, где часто продают топливо низкого качества. Перелопатив кучу информации по этому поводу, мы не пришли ни к какому выводу, и стали просто наблюдать. Остановились у одной заправки и ждали, какие машины туда заедут. Если дорогие иномарки – можно заправляться, если только приоры (самая распространенная машина в Дагестане) – то лучше подумать.
В итоге на первой бензоколонке с незапоминающимся названием не заправлялся вообще никто в течение получаса. Мы даже усомнились, работает ли она. Заправка была рабочая, но крайне непопулярная. Тогда поехали на более известную среди местных сетевую АЗС под названием «Аско». После двух-трех солидных иномарок мы все-таки решились и заправили бак местным 95-ым. Чихать машина не стала, и вообще никаких ощутимых признаков неудобоваримости топлива не подала.
Через пару дней заправлялись на другой сетевой заправке – ВНК. Тоже ничего плохого сказать не могу, машина уехала своим ходом. И Аско, и ВНК популярны среди местных, там заправляют хорошие автомобили, так что, наверно, этим АЗС можно доверять (ничего другого и не остается, если вы не тащите с собой полный багажник канистр).
Интересно, кстати, что многие автомобилисты в Дагестане переделывают машины под газ. Повсюду встречали авто на газу, и на каждой заправке, даже в некоторых горных поселениях, имеется газ.
У нас не было четких планов по поводу того, где ночевать. Предыдущие две ночи мы провели в палатке, поэтому сейчас задались целью найти недорогую гостиницу или гостевой дом. Сразу скажу, что туристический бум в Дагестане способствовал росту цен на размещение, поэтому, как это часто бывает в популярных приморских регионах, цена здесь не всегда соответствует качеству.
В Махачкале ничего из того, что было бы нам по карману, кроме хостела, не нашли, поэтому стали рассматривать другие города. Нашли гостевой дом на берегу моря в Избербаше – крохотный номер с минимальными удобствами (душ над унитазом в одном квадратном метре) обошелся в 1200 рублей за сутки, и это было самое выгодное предложение.
От Махачкалы до Избербаша всего 60 километров, оставаться в столице мы не хотели, поэтому это оказался отличный на тот момент вариант.
В Избербаш приехали с закатом. Гостевой дом расположен у самого моря. Я удивилась, как это нам удалось найти недорогой номер так близко к Каспию. Но, как оказалось, Избербаш ещё не так популярен среди туристов и только начал развиваться как курорт. Все знают Махачкалу и Дербент, а вот Избербаш гости региона, катающиеся по достопримечательностям, скорее проедут стороной, ведь известен он как город нефтяников, основанный менее ста лет назад в связи с разработкой нефтяных месторождений на шельфе Каспийского моря.
А что на самом деле? В Избербаше шикарный протяженный песчаный пляж со скалами-волнорезами, от чего здесь почти всегда спокойная и прозрачная вода. Утром я вышла прогуляться вдоль берега, и была приятно удивлена чистотой моря. Вода была как жидкий хрусталь, звенящая, мерцающая и манящая.
Вдоль пляжа с южной его стороны много новостроек – девелоперы возводят многоквартирные дома от двух до пяти этажей, и их выкупают частники – либо полностью под отели, либо апартаменты по отдельности. Так что здесь относительно недорого (пока) можно снять квартиру с видом и/или выходом прямо на море.
Через пару дней мы снова вернулись в Избербаш и нашли небольшую студию с кондиционером, интернетом, телевидением, мини-кухней, газовой плитой и вообще со всеми удобствами для двоих всего лишь за тысячу рублей. Остались там сразу на две ночи, когда в республику пришла дождливая непогода.
А еще Избербаш, как оказалось, центр парапланеризма. Все дни, что мы там провели, наблюдали в небе парапланы, спускающиеся с горы Пушкин-Тау (названа так, потому что напоминает профиль Александра Сергеевича).
Когда мы путешествовали по Дагестану, еще не начался курортный сезон и был разгар священного месяца Рамадан, поэтому многие кафе не работали и не обслуживали туристов. Утром, покинув гостевой дом в Избербаше, мы стали искать, где позавтракать. И на одной из центральных улиц городской части Избербаша зашли в «Чуду-хауз».
Я условно разделила весь Избербаш, в котором на данный момент проживает более 60 тысяч человек, на городской и курортный районы – ровно по линии железной дороги. До рельсов – это обычный город с супермаркетами, многоквартирными домами, парикмахерскими и магазинами одежды, где можно купить хиджаб. А за железной дорогой – это небольшой, быстро развивающийся курорт с большим широким пляжем, гостиницами и гостевыми домами.
Чуду – популярное дагестанское блюдо. Это большие, но тонкие лепешки, как правило, из пресного теста с самой разнообразной начинкой, которые обжаривают на сухой сковороде. Мы заказали сразу три (после некоторых непродолжительных уговоров хозяйки – «возьмите, попробуйте, а что не съедите – с собой заберете»).
Одна чуду была с курицей и картошкой, вторая с зеленью, третья – с творогом. Чуду-хауз представлял из себя просто кухню с небольшой комнатой, посреди которой стоял стол с мебельным уголком, как у мамы дома. Обычно все берут чуду на вынос, а мы сели и позавтракали горячими лепешками прямо там, как будто в гостях, а не в кафе.
Моему избалованному разными усилителями вкусу чуду показались слишком пресными – хотелось их или посолить, или окунуть в какой-нибудь чесночный соус. Без приправ и жизнь не та. Но все равно было вкусно, ведь сделано по-домашнему из самых натуральных продуктов. Конечно, все три лепешки за раз не съели, забрали с собой и доедали еще и на обед, и на ужин.
На этом пока все, всем привет из Дагестана!
Пройдено: 125 километров. Всего: 3695 км. Следующая остановка: Дербент
Ещё в этом блоге:
А ещё у меня есть канал в телеграме и блог в инстаграме, где публикую фотографии, истории и краткие новости из жизни и путешествий.