Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Индейский "Титаник". Как погибло 300 индейцев крик на пароходе "Монмут"

Темной, дождливой осеней ночью 30 октября 1837 года пароход "Монмут, водоизмещением всего 135 тонн, шел вверх по нижней Миссисипи, а на его палубе и надстройке с грехом пополам разместились на отдых 700 индейцев из племени крик, которых правительство США принудительно переселяло из родной Алабамы на Индейскую территорию в Оклахому.

На мостике парохода стоял человек, закутанный в тяжелый, непромокаемый плащ, и в широкополой шляпе, надвинутой на самые глаза. Это был мистер Истон, владелец парохода. Он вызвался нести ночную вахту и в этот час наблюдал, как за кормой растворились во мгле огни Батон-Руж, "Монмут" подходил к излучине острова Пророка.

Внезапно ночную тишину разорвал пронзительный гудок парохода. Истон буквально подскочил на месте от неожиданности и кинулся в рубку к рулевому узнать причину тревоги. Разве, вы, этого не видите? - проорал рулевой, круто кладя штурвал на правый борт. Истон успел оглянутся, прежде чем чем громадная тень с треском врезалась в борт "Монмута".

Все кто ночевал на палубе посыпались в воду, а вслед за этим корпус парохода треснул и разломился на двое. При этом случилось так, что длинная надстройка "Монмута" осталась на плаву и некоторое время дрейфовала вниз по течению, унося с собой около 200 индейцев и пароходную команду, однако, вскоре и она пошла на дно.

Вокруг места крушения носились два парохода, "Уоррен" , виновник крушения, и "Язу", которому посчастливилось оказаться неподалеку. Команды пароходов вылавливали из студёной воды всех, кого могли заметить, но к сожалению в "счет от мясника" по разным оценкам вошли от 240 до 400 индейцев и двое членов команды "Монмута", бармен и кочегар. Это была самая крупная катастрофа на Миссисипи, которая случилась до начала Гражданской войны в США.

"Монмут" был протаранен парусником "Трентон" , который буксировал пароход "Уоррен". При этом ни на "Уоррене", ни на "Трентоне" не сочли нужным зажечь сигнальные фонари в ночное время. Регламентирующих правил на этот счет в то время на Миссисипи не существовало. Кроме этого обстоятельства, отсутствовала даже неписанная договоренность, кто какого берега будет держаться, поднимаясь или спускаясь по реке.

Обычно пароходы, которые шли вверх по реке и были вынуждены бороться с течением, шли вдоль того берега, где течение самое слабое, а в месте изгиба русла пересекали реку поперек и снова шли вдоль берега. Предполагалось, что пароходы, идущие вниз по течению, будут держаться середины реки. По факту же, отмели, острова, плывущие коряги и плоты, а также низкая осадка речных судов той эпохи. заставляли и позволяли пароходам использовать всю ширину судоходного фарватера. Сигнальные буи и маяки появились на реке только в последней четверти 19 века.

Были нападки и на "Монмут", судовладельцу мистеру Истону пришлось выложить не одну сотню долларов, доказывая в печати, что его судну было всего 12 месяцев с момента постройки, что оно было полностью укомплектовано и управлялось хорошо обученными офицерами. Короче говоря, он решительно опроверг слухи о том, что "Монмут" был старой калошей и был в той части реки, где ему быть не полагалось.

Допустим, что техническое состояние Монмута и профессионализм его команды не вызывают сомнений, но безусловно то, что к огромным потерям среди индейцев-пассажиров привел факт чудовищного "перенаселения" парохода. Издание New York Observer вопрошало:

Почему это было разрешено? Мы не знаем, существуют ли какие-либо юридические нормы для перевозки пассажиров на пароходах, но эта на борт была загружена масса, по крайней мере, втрое больше той, что была разрешена законом.

"Монмут" был одним из трех пароходов, которые армия США зафрахтовала для перевозки 1600 криков с морского побережья Алабамы через Миссисипи до Ред-Ривер в Оклахоме. Пока крики ждали прибытия пароходов, 100 из них скончались от желтой лихорадки, внеся "предоплату" за самую крупную в истории племени катастрофу.

В 1856 году, " Регистр Ллойда", знаменитая ассоциация судовладельцев и страховщиков из Лондона включила в свою книгу "Катастрофы пароходов Ллойда" следующую заметку по аварии "Монмута"

Не без негодования мы упоминаем то обстоятельство, что потопление четырехсот индейцев, наибольшего числа людей, принесенных в жертву при катастрофе парохода, привлекло достаточно немного внимания в какой либо части этой страны [США]. Самые лучшие отчеты, которые мы имеем по данному случаю ... едва ли содержат хоть одну фразу упрека в адрес бессердечных негодяев, которые подвергли опасности или почти неизбежному уничтожению жизни стольких бесхитростных и доверчивых людей.