Найти тему

Краткий словарь мифов о грамотности

"Врожденная грамотность" – расхожее невежественное выражение. Нелепо считать, что кто-то при рождении способен получить в качестве бонуса сложные слухоречевые и психомоторные навыки.

Грамотность – исключительно приобретённое умение. Её развитие тормозит дисграфия, а также несовершенство школьной программы, не способной решить задачу выработки безошибочного письма.

"Дисграфия" – по распространённому мнению, основанному на сарафанном радио малоинформированных родителей, а также учителей старой закалки, "это ужасная болезнь мозга, она бывает у умственно отсталых".

На самом деле дисграфия – это широко распространённая среди школьников минимальная дисфункция, касающаяся речевых систем головного мозга (именно они ответственны за письмо). Она компенсируется с возрастом, а при правильном обучении её проявления можно свести практически к нулю.

"Невнимательность" – этим словом по неведению или из суеверия иносказательно называют проявления дисграфии.

Так называемые "ошибки по невнимательности" – это и есть диагностические ошибки дисграфика.

"Плохо учат в школе" – причина неуспеваемости учащегося с точки зрения родителей. Типичный пример автоматического перекладывания ответственности по типу "стрелочник виноват". "Объективность" подобного мнения проверяется просто: успевающие учащиеся, среди которых бывают даже отличники, как это ни удивительно, учатся в той же школе, где и обделенное хорошими оценками чадо.

Правильнее сказать так: школьная программа не предполагает работы с дисграфиками. Некоторые прогрессивные учителя понимают, в чём истинная природа безграмотности, но не могут адаптировать программу под ситуацию.

"Алгоритм" – что-то непонятное из курса математики или программирования.

На самом деле – это точный и конкретный порядок действий, который держит под контролем все трудные ситуации при письме. Программа Натальи Романовой «БЕЗ ПРАВИЛ», основанная на алгоритмах, успешно практикуется для помощи дисграфикам уже 30 лет.

Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"
Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"