Найти тему

Психотерапия в России — сегодня и завтра

Автор
Автор

Во время VII Съезда психиатров России «Интердисциплинарный подход к коморбидности психических расстройств на пути к интегративному лечению» состоялось заседание «Актуальные проблемы и направления развития психотерапии и медицинской психологии». С докладом «Психотерапия в России — сегодня и завтра» выступила Татьяна Артуровна Караваева, доктор медицинских наук, доцент, руководитель отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии, руководитель федерального консультационно-методического центра по психотерапии ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России, вице-президент Российской психотерапевтической ассоциации.

https://psy.su/summit/
https://psy.su/summit/

САММИТ ПСИХОЛОГОВ

Какие актуальные проблемы есть у психотерапии сегодня? У нас есть большие пробелы в нормативно-правовом регулировании. Я абсолютно поддерживаю слова Юрия Петровича Зинченко о том, что нам нужно действовать согласованно. Мы многократно убеждались, что когда с инициативами обращаются в органы власти отдельные группы и тянут углы одеяла на себя, ничего не получается, потому что нам говорят: «Вы между собой не можете договориться и разобраться! Что ж вы хотите, чтобы было что-то сделано?» На сегодняшний день пока отсутствует единая работающая структура для медицинской специальности «психотерапия», отсутствует служба главного внештатного психотерапевта. Мы видим в такой службе огромную необходимость.

В психотерапии существует проблема научных исследований, потому что они достаточно сложны. Возникают трудности со специальностью ВАК «Медицинская психология», «Психиатрия»: оказалось, что там тоже разные группы пытаются тянуть одеяло на себя. Но нам нужно думать о целесообразности, о том, кто делает эти исследования, как люди могут защищать диссертационные работы.

Конечно, проблемой является огромный дефицит кадров. Мне приятно сказать, что у нас в этом году будет достаточно большое количество бесплатных мест в ординатуре по психотерапии. Я надеюсь, что мы будем готовить больше психотерапевтов, потому что в некоторых регионах катастрофический дефицит кадров.

На пленарном заседании Съезда психиатров России проблема уменьшения выявления психических расстройств звучала в отношении всей психиатрии. Мы видим цифры официальной статистики: это те люди, которые обратились в государственные учреждения. Понятно, что большая часть людей обращается за помощью к частным психологам, психотерапевтам, поэтому в статистике мы не видим реальный рост тревожных и депрессивных нарушений. Если в некоторых регионах количество психотерапевтов — 0, то понятно, что статистика учета заболеваний будет соответствующая: человеку просто некуда пойти со своей проблемой.

Пандемия коронавирусной инфекции принесла нам эпидемию тревожных и депрессивных расстройств. Данные PubMed показывают, какое количество публикаций посвящено вопросам психического здоровья, вопросам, связанным с психиатрией, с психологическими аспектами, — это тысячи ссылок. Мы видим, что индекс оптимизма за это время значительно упал. Оценка ситуации в стране у людей достаточно пессимистичная, как и оценка того, что происходит в личной жизни в связи со сложившейся ситуацией.

Федеральный консультационно-методический центр по психотерапии начал свою деятельность с анализа основных направлений, что же нужно сделать психотерапии. Нужно сделать все. Но все сразу мы делать не можем, поэтому будем начинать с тех вещей, осуществить которые реально в ближайшее время. Направления касаются нормативно-правовых, организационных, научных, кадровых, образовательных вопросов, вопросов консолидации и взаимодействия между регионами, между различными специалистами, вопросов анализа ситуации в стране, потому что без такого анализа мы не можем планировать нашу работу. Федеральный центр провел аудит, многие регионы прислали свою информацию. Итоги этого аудита показывают, что есть огромная неукомплектованность кадров, она достигает почти половины рабочих мест. До сих пор не решен вопрос нормирования работы: сколько должен работать врач-психотерапевт в день, сколько времени он должен заниматься с пациентом. Я знаю, что такая же проблема касается медицинских психологов. Главные врачи часто имеют свои представления: например, что на пациента надо тратить 15 минут. Я не представляю, что можно сделать за 15 минут, кроме того, чтобы спросить, как его зовут.

Предварительные итоги мониторирования мы получили из 50 регионов, где существует 22 психотерапевтических центра, 16 отделений пограничных психических расстройств или отделений неврозов, 75 психотерапевтических кабинетов, 2 центра психического здоровья, 4 психотерапевтических центра, 3 кризисные службы. Конечно, на всю страну этих центров и служб недостаточно, но работающие там специалисты делают огромную работу по помощи населению.

Мы уже начали подготовку информационно-методических материалов по профилю психотерапии, в некоторые регионы уже даже их отослали. Эти материалы связаны с организационными, методическими и нормативными вопросами. Мы организуем в рамках телемедицины лекции, семинары и клинические разборы по психотерапии для учреждений. Надо сказать, что эти мероприятия пользуются большим спросом, специалисты проявляют интерес, потому что это дает возможность познакомиться с современными теоретическими разработками и с практическими направлениями, возможность обсудить, что же делать с непростым пациентом.

Возникают различные проблемы, связанные с организацией суицидологической помощи, помощи несовершеннолетним. Они связаны с проблемами в межведомственном взаимодействии, в организационных и нормативных аспектах.

Мы начали работу по подготовке методического письма по разработке принципов нормирования нагрузки, планирования работы специалистов по профилю «Психотерапия». Мы подготовили проект порядка оказания психотерапевтической помощи, трижды передали его в Министерство здравоохранения, трижды он там потерялся. Сейчас мы передаем его в четвертый раз.

Вместе с Российской психотерапевтической ассоциацией, с Ассоциацией когнитивно-поведенческой психотерапии мы проводим много дистанционных мероприятий. Мы собираем пакет методических документов для региональных учреждений, обсуждаем некоторые вопросы правового регулирования.

Мы подготовили 5000 вопросов и 350 задач фонда оценочных средств для аттестации врачей-психотерапевтов. Это огромная работа. В этом году уже началась аккредитация специалистов, наши ординаторы будут ее проходить.

Мы с Анной Владимировной Васильевой подготовили учебник по психотерапии для ординаторов, он составлен таким образом, чтобы помочь пройти аккредитацию. Учебник по психотерапии Бориса Дмитриевича Карвасарского выходил много лет назад, наука не стоит на месте, она идет вперед. Мы начали подготовку национального руководства по психотерапии, это медицинский проект, в котором будут участвовать ведущие специалисты со всей страны. Я думаю, что учебник выйдет к концу этого года, национальное руководство — в следующем году.

Мы разрабатываем клинические рекомендации по ряду нозологий невротического регистра. И мы столкнулись с тем, что московская психиатрическая школа, мне кажется, не в полном объеме видит роль медицинского психолога в бригадном подходе. Даже когда мы включаем в клинические рекомендации необходимость экспериментально-психологического исследования, необходимость применения соответствующих методик, необходимость привлечения клинического психолога как самостоятельного специалиста, московские коллеги вычеркивают эти пункты, и мы имеем бурные дебаты. Я приглашаю Юрия Петровича Зинченко объединить усилия по разработке клинических рекомендаций с включением в них аспектов медицинской психологии. Мне кажется, непродуктивно лечить невротические расстройства без медицинского психолога, в рамках одной психиатрии, и ориентироваться только на медикаментозную терапию, при том что во всем мире доказана эффективность психотерапии.

На основе клинических рекомендаций будут приниматься стандарты оказания помощи, и если в клинических рекомендациях психологов не будет, их не будет и в стандарте. То же самое касается психотерапии. Практически все нормативно-правовые акты, которые сейчас регулируют оказание психотерапевтической помощи, требуют доработки и пересмотра, потому что некоторые вещи устарели, некоторые — не работают.

Я напоминаю, что два года назад мы опубликовали два издания, посвященных юбилею отделения. Второе издание сборника «Женское психическое здоровье» вышло в этом году, эта книга пользуется популярностью. Издана книга «Психическое здоровье мегаполиса», она собрала статьи и публикации, отражающие проблемы, с которыми мы сталкиваемся в нашей бурной жизни в больших городах.

Подчеркну роль психотерапии в развитии системы охраны психического здоровья в Российской Федерации, поскольку в различных документах отмечается, что это является национальным приоритетом.

Караваева Татьяна Артуровна

главный научный сотрудник, доктор медицинских наук, руководитель отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева
Санкт-Петербург

-3

Материалы по теме

Психосоматические аспекты враждебности и агрессии

03.09.2019

Настоящая и будущая модель невротических расстройств и психотерапии

05.04.2019

«Медицинский психолог, психотерапевт, психиатр: трое в лодке?!»

27.12.2018

Психическая боль, надежда и безнадежность

12.11.2018

Психологическая помощь после трагедий и катастроф

01.10.2018

Татьяна Караваева. Лекция о неврозах

26.09.2018

На Съезде психиатров обсудили законопроект о психологической помощи

17.05.2021

В России выросла нагрузка на психиатрические и психологические службы

31.03.2021

К истории самобытной отечественной психотерапии

14.03.2021

Круглый стол «Психологическая помощь: кто, кому, зачем и сколько?»

15.02.2021

Антивитальные переживания онкологических больных

04.02.2021

Профессор Е. Сапогова об онтологии в консультировании

28.12.2020