Найти тему
Academia-nadezhda

Второй арабский виток истории Европы. В чем отличие от первого?

Таблица Academia-nadezhda
Таблица Academia-nadezhda

1. Об арабском ("афроевропейском") витке истории Европы

Умберто Эко - великий итальянский учёный, философ, теоретик культуры в своем эссе «Миграция, терпимость и нестерпимое» (в книге «Пять эссе на темы этики») еще в 1997 году написал :

"Третий мир стучится в двери Европы и входит в них, даже когда Европа не согласна пускать. Проблема состоит не в том, чтобы решать (политики любят делать вид, будто они это решают), можно ли в Париже ходить в школу в парандже, или сколько мечетей надо построить в Риме. Проблема, что в следующем тысячелетии Европа превратится в многорасовый континент. Нравится вам это или нет, но так будет" ...
И далее, предупреждая Европу о втором приходе арабов он писал: "Европу ждет афроевропейский виток истории ..." [2]

Умберто Эко умер в 2016 году, но будучи великим философом, он понимал ход истории, объяснял многие события, предупреждая и предвосхищая их, но тогда, в накануне нового тысячелетия, в Европе его некому было услышать:

Таблица Academia-nadezhda.
Таблица Academia-nadezhda.

2. Второй арабский виток истории Европы

Умберто Эко выразился очень точно, назвав тогдашние миграционные ручейки "афроевропейскими", поскольку проистекали они, в основном, из арабских государств северной Африки. Сегодня это уже мощные миграционные потоки, захлестывающие страны Европы из разорённых войнами и революциями различных оттенков государств той же северной Африки, Ближнего Востока и Азии: Сирии, Ливии, Марокко, Алжира, Афганистана и далее везде...

Сегодня уместно вспомнить, что современное "вторжение" арабского мира в Европу не является чем-то совершенно новым, скорее, это хорошо и давно забытые старое. Однако, сегодня мы видим как и с какой скоростью сбываются слова великого философа. Миграция из Африки и Азии идет очень быстро, агрессивно, напористо. Среди мигрантов мы видим в основном молодых мужчин, идущие семьи с детьми. Еще средневековая Европа переживала избыток собственной пассионарной молодежи. Но ее смогли тогда занять крестовыми походами на Ближний Восток, а чем займут этих мигрантов, которые не собираются ни работать, ни учиться? Скорее "новые европейцы" займутся населением и странами старой Европой. Зачем мигранты идут в Европу? Идут за хорошей жизнью, за пособиями, мстить за колониальное прошлое, захватывая гостиницы, дома и улицы европейских городов. Еще немного и в Европе сформируется арабский аналог американского "Black Lives Мatter". При этом нужно помнить, что их позвали, пригласили в Европу, рассчитывая, что они будут работать, они же рассчитывают пожить на весьма внушительные пособия после нищеты в собственных странах - бывших колониях европейских метрополий.

Среди множества проблем Европы в связи с миграцией народов бывших европейских колоний отметим некоторые:

  • демографические проблемы;
  • рост преступности и наркоторговли;
  • терроризм;
  • столкновения на религиозной почве.

3. А каким был первый приход арабов из северной Африки в Европу?

В первый раз приход арабов из Африки и Азии совпал с периодом великого переселения народов в V-VI веках. Арабские завоевания шли волнами. Они постепенно захватывали Ближний Восток, начались арабо-византийские войны, в VII веки арабы вели войны с Ираном и др. странами. В VIII веке они двинулись в северную Африку - Египет, дошли до г. Сеута и здесь подготовили плацдарм для нападения на Европу. Перед ними лежал Пиренейский полуостров, покорив который "огнем и мечем", они открыли путь во Франкское королевство (территорию современной Франции). И только победа франков в битве при Пуатье в 732 году заставила их повернуть назад на Пиренейский полуостров, где, собственно, и были построены новые арабские халифаты и эмираты. Важно понимать, что если бы в битве при Пуатье победу одержали арабы, то Европа еще в средние века стала бы мусульманской! Но, откатившись назад, арабы остались источником новых знаний для средневековой Европы.

Самым ярким и процветающим был Кордовский халифат (929 -1031 гг.) После 1031 года халифат распался на ряд эмиратов, самым значительным из которых был Гранадский эмират — исламское государство, просуществовавшее вплоть до 1492 года, когда оно было завоевано в период реконкисты армией католической Кастилии. Нужно отдать должное средневековым арабским завоевателям - их уровень военного, технического, научного и культурного развития значительно превосходил развитие складывающихся на этой европейской территории средневековых государственных образований. Арабские халифаты задолго до вторжения в Европу породили великую культуру и науку, медицину, передовое образование.

Контакты европейцев с арабами серьезно повлияли в тот период на развитие европейской государственности, градостроительства, науки, культуры и быта многих народов. Так, одной из причин появления эпохи Возрождения в Италии считается значительное влияние арабской культуры, предоставившей уникальную возможность изучения истории, философии, научных достижений древней Греции, Египта, Персии и др. Это стало вторым открытием мудрости Аристотеля и многих других ученых и философов в Европе, где эти знания были сначала под запретом в результате борьбы христианства с язычеством и после нашествия варваров с севера давно утрачены. Арабы поступили иначе. Захватив Египет, они не только сохранили манускрипты Александрийской библиотеки, но и перевели для себя все хранившиеся в ней произведения (в том числе "Библию") на арабский язык, а позднее, уже укрепившись на Пиренейском полуострове и войдя в контакт с европейцами, перевели для них эти произведения с арабского на латынь - язык университетов, католической церкви, науки и литературы в Европе того времени. В статье нашего канала "Араб, мусульманин на фреске в центре католического Ватикана? Да!" мы рассказывали об арабе Аверроэсе, изображенном на фреске Рафаэля "Афинская школа", объясняли его выдающуюся роль в распространении знаний. В Европе говорили: "Аристотель объяснил природу, а Аверроэс объяснил Аристотеля".

Фактически непосредственное арабское культурное влияние на Европу длилось более 500 лет. Однако сегодня мы редко обращаем внимание на эту фундаментальную часть истории Европы и ее современного развития.
Уточним лишь некоторые факты
влияния арабской культуры того периода на европейскую:

  • развитие книжной культуры. В IX веке по приказу халифов династии Аббасидов был профинансирован и осуществлен многолетний проект поиска и перевода на арабский язык трудов древнегреческих математиков, астрономов и философов: «Метафизики» Аристотеля, трудов Галена по медицине, «Начала» Евклида, «Географии» Птолемея, «Геометрии» Пифагора, ставших одной из основ подъема системы образования халифатов, толчком развития их науки.
Таблица Academia-nadezhda. Количество библиотек и книг в Кордовском халифате и в Европе.
Таблица Academia-nadezhda. Количество библиотек и книг в Кордовском халифате и в Европе.
  • влияние арабской архитектуры. Дворцово-парковый ансамбль Альгамбра – выдающийся пример мавританского зодчества, построенный в восточной части г. Гранада в Испании. При строительстве Альгамбры были использованы многие приемы арабской архитектуры. Принцип 1. Чувство гармонии между архитектурой, строгим планом, водой и растениями и орнаментом. Принцип 2. Безупречная изысканность формы. Принцип 3. Лабиринт. Этот принцип связан с отсутствием лесов на Аравийском полуострове, откуда пришли арабы. Лабиринт из камня напоминал лес. В этом дворце восточные правители стремились воплотить свои представления о рае, райских садах, райской неге и райском блаженстве.
  • развитие науки. Арабская наука в средние века имела огромные достижения в разных областях знаний.
    Арабским ученым принадлежат особые заслуги в развитии
    тригонометрии и других областей математики. “Алгебра” - арабское слово. Его ввел в научный оборот арабский географ, математик и астроном ал-Хорезми. Имя этого ученого сохранилось в современной математике - “алгоритм”. Аль-Битруджи из Андалусии был замечательным астрономом, разработавшим в своем труде "Книга Формы" новую теорию движения звезд. Эта работа, которая основывалась на суждениях Аристотеля и в последствии стала популярна в Европе.
    Слово “
    химия” (ал-кимийа) имеет арабское происхождение. Кстати, и “алхимия”, конечно, отсюда же. Арабские алхимики изобрели химическое соединение, названное ими ал-кухул - т.е. алкоголь, спирт. Многие химические вещества и соединения по-прежнему носят арабские имена - например, “калий”, “алкалоиды”.
    Медицина - наука, считавшаяся, в основном, мусульманской. В X веке в Андалусии работало большое число выдающихся врачей, например, Ибн аль-Нафису принадлежит открытие в области кровообращения в легких [1].

Подробнее об исламском влиянии на европейскую культуру в средние века можно читать в работе автора канала: "Бурыкина Н.Б. Основы исламской культуры".

Вывод:

Между двумя приходами арабов в Европу - огромная пропасть.
Первый их приход принес много открытий в науке, послужил определенным толчком развития средневековой Европы. Мы и сегодня используем их географию, цифры, технические открытия. Они перевели греческую мудрость с арабского на латынь и тем самым повлияли на культуру не только европейских народов, но и всего мира.
Второй приход арабов - это хаос, разрушения, террористические акты, нежелание соблюдать законы, работать, учиться, при этом новые мигранты не являются носителями профессиональных и культурных ценностей. Это масса обездоленных людей, которых сделали таковыми сами европейцы своей политикой порабощения народов на протяжении сотен лет ради обогащения собственных государств.

У. Эко: "Тогда нечего спрашивать, по ком это там звонит колокол!"

Фильм Academia-nadezhda "Умберто Эко":

Литература:

  1. Бурыкина Н.Б. Основы исламской культуры. 4 класс: Рабочая тетрадь [Текст] / Н.Б. Бурыкина. – Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2014. – 124 с.
  2. Эко У. Пять эссе на темы этики/ Перев. с итал. Е.А. Костюкович /У. Эко
    СПб.: Издательство: «Симпозиум», 2003. 158 с.

Понравилась статья - ставьте лайки, комментируйте, делитесь статьей, подписывайтесь на канал. Спасибо!

Еще больше интересного на сайте: https://www.academia-nadezhda-com.com

-8