Найти тему
Загадочный Север

Саамы - Архангельская Лопь

Саамы, лопари или лопь являются одним из древнейших народов Русского Севера. Современные саамы проживают на Кольском полуострове России, в Финляндии, Норвегии и в Швеции, но ещё 2 тысячи лет назад небольшие поселения протосаам были разбросаны по всему Северу. Известный российский лингвист, специалист в области уральской и северорусской диалектной лексики Александр Константинович Матвеев долгие десятилетия занимался изучением субстратной топонимики Русского Севера. Анализируя данные полевых исследований, он пришел к выводу, что следы этого народа четко фиксируются в гидронимах не только Кольского полуострова и севера Карелии, места обитания исторической лопи, но и в районах Онежского и Белого озера, на Сухоне, в низовьях Северной Двины, на Пинеге и Мезене. До сих пор остается загадкой – кольские саамы это потомки древних лопарей, пришедших с Онежского озера, под давлением продвигающихся на север карел, или древние саамы нижнего Подвинья пересекли Белое море, например с Зимнего берега на Терский берег Кольского полуострова.

Берега Белого моря
Берега Белого моря

Историк И. С. Манюхин, основываясь на полученных данных лингвистики и археологии, выдвинул теорию этногенеза саамов, по которой зарождение этого народа происходит в середине I тысячелетия до нашей эры в районе Межозерья (Ладожское, Онежское и Белое озера) при столкновении местного дофинского населения с поволжскими древнефинскими группами. Под давлением поволжской культуры, создается вначале позднекаргопольская культура, а позже, при продвижении на север протосаамов, культуры лууконсаари (Карелия) и кьельмо - (север Карелии, Финляндии, Норвегии, Швеции и Кольский полуостров), которые полностью отождествляют с саамами. При ассимиляции местного древнеевропейского населения Севера поволжскими древнефинскими группами произошло смешение культур, языка и генов, что и породило облик и культуру современных саамов. Это смешение сильно отличает саамов от их родственников – прибалтийских финнов, а также дает внешнюю схожесть с сибирскими народами.

А. К. Матвеев. Древнее население севера Европейской России.
А. К. Матвеев. Древнее население севера Европейской России.

К началу II тысячелетия нашей эры саамы как цельный народ уже обитал на севере Карелии, в Финляндии, в Скандинавии и на Кольском полуострове. По мнению археолога и знатока истории Северорусского средневековья Н.А. Макарова, русские должны были во время колонизации Севера столкнуться с саамами, хоть об этом почти нет упоминаний. Из западно-европейских источников известно, что с XII—XIII веков лопь была подвластна Новгороду. Дань с лопарей собирали как новгородские сборщики дани, так и вассалы Новгорода – карельские князья. Но не только новгородцам лопари платили дань. Долгие столетия Кольский полуостров являлся ничейной землей, на которую претендовали соседние государства: Русь, Норвегия и Швеция и каждая страна претендовала на право сбора дани с кольских саамов.

Саамская семья в Норвегии. Фотография ок. 1900 г.
Саамская семья в Норвегии. Фотография ок. 1900 г.

Известно, что в 1251 году князь Александр Невский заключил договор с Норвегией договор о праве обоих государств собирать фиксированную дань (5 беличьих шкурок с охотника) на территориях Финнмарка и Терского берега. Договор породил неопределенность государственного статуса этих земель и приводил к военным столкновениям вплоть до XVII века, когда эта территория официально стала частью Русского государства с управлением из Архангельска (изначально из Холмогор).

Лопари. Фотографии Якова Ивановича Лейцингера - Кольский уезд, Архангельской губернии. Фото начала XX века
Лопари. Фотографии Якова Ивановича Лейцингера - Кольский уезд, Архангельской губернии. Фото начала XX века

До XV столетия лопари жили обособлено, но проникновение русских и карельских охотников и торговцев включили эту область в круг политических и экономических интересов Русского государства. Среди саамов севера Карелии, Карельского и Кандалакшского берегов Белого моря стали селиться новгородцы и карелы. Дальнейшая судьба лопарей этих территорий не известна, вероятно, часть из них была ассимилирована, а другая ушла на север. Появление северных монастырей – Соловецкого (1429г.) и Печенгского (1533г.), способствовало развитию хозяйственной деятельности в Беломорье. Но также этот процесс затронул охотничьи и морские промысловые угодья лопарей. Путем дарения или выкупа саамы лишились своих владений. Это в свою очередь изменило жизнь самих лопарей. Им пришлось отказаться от морских промыслов и заняться оленеводством, которое до этих пор не являлось основным занятием. К XIX веку лопари уже не имели лодок для путешествия по морю, хотя раньше они посещали острова Белого моря. Некоторые семьи стали вести оседлый образ жизни при погостах (общины лопарей), которые обобщающе называли лопскими погостами. Другая часть продолжала вести кочевую жизнь. Лопские погосты находились внутри полуострова и являлись зимними жилищами. Административное управление совершалось через эти зимние поселения. В летний период саамы Терского и Мурманского берега откочевывали к летним жилищам на побережье Белого и Баренцева морей, где занималась рыболовством в устьях рек. Жилища лопарей состояли в основном из веж – подобие четырехугольного шалаша покрытого корой, дёрном или шкурами. Внутри жилья постоянно горел огонь, а дым выходил через отверстие в кровле. Вход в веже закрывался дверью. Для кочевки использовали кувоксы - переносной шалаш из жердей и чехла из шкур олений. К началу 20 века в лопских погостах стали появляться избы, которые были по размеру меньше и ниже русских домов.

Лопские погосты
Лопские погосты

Христианизация Кольских саам началась в XV веке. Вероятно, на южных территориях, где ранее обитала Лопь, этот процесс происходил естественным путем при вовлечении их в экономическую деятельность и культуру древнерусского населения – новгородцев и карел. В северных землях христианизация происходила при воздействии миссионеров. Вопрос о необходимости крестить лопарей стал перед Русским государством при решении проблемы статуса Кольского полуострова. Принятие православия приравнивалось к принятию подданства Руси и отхода этих земель под власть Москвы. В церковно-административном плане эти земли продолжали относиться к Новгородской епархии, и миссионеры действовали по благословлению новгородских владык. Первым из известных миссионеров можно назвать иеромонаха Илию. Иеромонах Илья жил в Коле, где крестил местных лопарей. От Илии принял монашество другой просветитель саамов и основатель Печенгского монастыря – преподобный Трифон (1495-1583гг.) Иеромонах Илья служил при резиденции новгородского архиепископа Геннадия (архиепископ Новгородский 1484 -1510гг.) и был отправлен этим владыкой в приграничную Колу около 1485 года. Это зафиксировано московским посольством в Коле (там велись переговоры со Швецией о границе) со слов старых «даньщиков» в 1592 году. Возможно, миссионерская деятельность иером. Ильи носила политический контекст. Таким образом пытались действовать и шведы для установления своей власти на саамских территориях. Продолжателями дела просвещения саам стали преподобные Трифон Печенгский и Феодорит Кольский. Преподобный Феодорит (1481-1571гг.) был сподвижником преподобного Трифона, а после рукоположения в священники стал основателем Кольского и Кандалакшского монастырей. В свою очередь, деятельность преп. Феодорита стала продолжением процесса христианизации населения своих вотчин на Терском берегу иноками Соловецкого монастыря. В 1533 и в 1575 годах «по просьбе месных жителей» в с. Поной состоящем из пяти лопарских погостов: Сосновский, Лумбовский, Иокангский, Куроптевский и Каменский, действовала духовная миссия из Новгорода, которая образовала из крещенных лопарей Понойский приход. С XVII века было принято считать, что саамы стали православными.

Трифонов Печенгский монастырь. Фотография начала XX века
Трифонов Печенгский монастырь. Фотография начала XX века

Долгое время на религиозность лопарей Кольского полуострова не обращали внимания. Опыт прошлых столетий показывал, что народы, вовлеченные в сферу экономической деятельности славян, органично вливались в русскую культуру, основанную на православной вере. Но в случае с саамами такого не произошло. Лопари не стали участвовать в поморских промыслах и продолжали вести обособленный образ жизни. Через время, те духовные основы, которые вложили миссионеры, были утеряны, а православие у большинства саамов Кольского уезда Архангельской губернии стало поверхностным. Когда об этом заговорили в XIX веке, то возникли споры. Часть прогрессивной светской и церковной интеллигенции настаивала на возрождении духовной миссии с возможностью составления саамской письменности и открытия специальных миссионерских церковно-приходских школ при Лопских погостах, с преподаванием там на саамском языке. А другая часть заявляла, что лопари уже 200 лет как крещены и к ним надо относиться, как и к прочему русскому населению Российской империи. После долгих споров было принято решение относиться к лопарям как к инородцам. Были открыты миссионерские школы при приходах в Коле, Пазрецком погосте, в Нявдене и Поное. В тяжелых условиях учителя этих школ, за небольшое жалование, несли просвещение лопарям, стараясь улучшить их быт. Издаются первые книги на саамском языке.

Жилище лопарей: слева стационарная Вежа, а справа переносная Кувокса
Жилище лопарей: слева стационарная Вежа, а справа переносная Кувокса

Первый саамский алфавит был составлен ещё преподобным Феодоритом Кольским в 30х годах 16 столетия. Для перевода молитв и текстов Священного Писания для саамов он использовал основы древнепермского письма на кириллице святителя Стефана Пермского (XIV век). Эти тесты не сохранились. В 1878 году финский лингвист Арвид Генец издал перевод Евангелия от Матфея на кильдин-саамском языке. А в 1884 году русский православный священник Кольского уезда Архангельской губернии Константин Прокопьевич Щеколдин издает первый перевод на колтта-саамском языке Евангелия от Матфея. В 1895 году Константин Щеколдин также издал колтта-саамский букварь. В советское время продолжились опыты по созданию письменности на саамском языке (разных диалектов). В основу алфавита входила как кириллица, так и латиница (1931 год). Эта работа продолжалась до конца 20 столетия.

Страница из букваря 1895г. Константин Щеколдин (1867–1916) - Азбука для лопарей, живущихъ въ Кольскомъ уѣздъ Архангельской губерній изданіе Православнаго миссіонерскаго общества, Архангельскъ, 1895
Страница из букваря 1895г. Константин Щеколдин (1867–1916) - Азбука для лопарей, живущихъ въ Кольскомъ уѣздъ Архангельской губерній изданіе Православнаго миссіонерскаго общества, Архангельскъ, 1895

Центром культурной жизни современных саамов России является село Ловозеро Ловозерского района Мурманской области, территория бывшего Понойского прихода. Здесь проводятся саамские праздники и фестивали, в том числе и международного уровня. В селе действует Музей истории кольских саамов — филиал Мурманского областного краеведческого музея. Саамское население поселения составляет менее 1000 человек (общая численность 2871 чел. в 2010 году). Для большинства жителей села, как и в прежние времена, оленеводство, охота и рыболовство является основой хозяйственной деятельности. Неофициально это село ещё называют «столицей русской Лапландии».

Саамские народные костюмы, Ловозеро. Автор Ninaras  2015г. - ru.wikipedia.org (CC BY 4.0)
Саамские народные костюмы, Ловозеро. Автор Ninaras 2015г. - ru.wikipedia.org (CC BY 4.0)

Источники:

Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / [соч.] Николая Харузина. - М. : Т-во скоропечатни А. А. Левенсон, 1890, 472 с., - (Известия О-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, сост. при Моск. ун-те ; т. 66. Труды Этнографического отдела ; т. 10)

Матвеев А. К. Древнее население севера Европейской России. Опыт лингвоэтнической карты. I // Изв. Урал. ун-та. — № 13. — Сер. Гуманитар. науки. — 1999. — Вып. 2. — С. 80–88.

Никонов С. А. О начале христианизации саамов Кольского полуострова во второй четверти XVI в.// Древняя Русь. вопросы медиевистики N. 3 (77). - Москва, 2019. С. 60 - 69.

Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации