Найти тему
Tina Valti женский клуб

На чьих ошибках учимся?

Оглавление
Мозг учится
Мозг учится

"Мозг, если что-нибудь и умеет, если он что-нибудь и может, то учиться. Вот это он знает, как делать. И учение происходит всегда: в лесу ли вы гуляете, блины ли вы печете, он, знай, работает, он свое вынимает из этого." Татьяна ЧЕРНИГОВСКАЯ, известный нейролингвист.

Так как же мы учимся? Если на ошибках, то на своих или чужих?

Говорят, что глупый - на своих, а умный - на чужих. Отсюда красивая шутка, что глупый учит умного - это формально логический вывод из заявления. Но такой ли он формальный?

Как это происходит на практике.

Есть такой психолог - Дэвид Колб /David A. Kolb,1939/, который занимается вопросами обучения. Так вот он изучал, как происходит наше бучение, и пришел к выводу, что обучение человека циклично, а точнее, происходит по спирали.

Цикл обучения Колба
Цикл обучения Колба

Если простыми словами, то исходя из некоторых имеющихся у нас знаний, мы что-то делаем, у нас что-то получается /хорошо или плохо/, мы это анализируем /осознанно или бессознательно/, в результате пополняется копилка наших знаний - выходим на следующий круг спирали.

По сути, этот цикл позволил мне расставить все по местам. Но мы к нему ещё вернемся.

Чужие ошибки

Бисмарк "Учусь на чужих ошибках"
Бисмарк "Учусь на чужих ошибках"

Чужие ошибки - это теория. Это наша база изначальных знаний. Чем она насыщенней и разнообразней, тем легче нам на практике. Процесс обучения - это превращение наших знаний в наши умения. Значит, знания играют в процессе обучения очень важную роль.

Накопление чужого опыта - очень важный этап в процессе обучения.

Практика

Ломоносов о теории и практике
Ломоносов о теории и практике

Практика (греч. praktike, от praktikos — деятельный, активный) — материальная, чувственно-предметная деятельность человека. Иными словами, практика - это применение теории в действии.

"Ну... это в теории, на практике же...." - слышали такое. И, наверняка, неоднократно. Когда мы начинаем применять наши теоретические знания на практике, мы сталкиваемся с ситуациями, ей противоречащими. Невозможно дважды войти в одну воду - либо вода уже не та, либо место другое.

В чем принципиальная разница между знаниями и умениями? В результате. Первые, скажем так, обеспечивают нам идею или, если хотите, образ результата. А вот вторые, собственно, сам результат, а главное — его устойчивость. Ведь что такое “умение”, “навык”? Это знание, воплощенное в действие. А что такое результат? То, к чему это самое действие приводит.

На практике мы отрабатываем наши умения, приобретаем навыки, то есть, нарабатываем свой личный опыт.

На этом этапе мы совершаем свои ошибки, и находим новые решения.

Опыт

Опыт — одно из понятий теории познания. Знания, приобретённые в процессе жизни, работы, профессиональной деятельности, участия в исторических событиях и т.п. Опыт - это копилка наших собственных знаний.

Причем многие из них нами даже не осознаются. Они хранятся в нашем мозгу в виде моделей и схем. Мы часто их используем бессознательно.

Читайте "Интуиция"

Анализ

Чтобы перейти на следующий виток обучения, требуется анализ нашего опыта. Проще - выявление ошибок и работа над ними.

Х.Мураками об ошибках
Х.Мураками об ошибках

На самом деле, это самый сложный момент в процессе обучения. И самый интересный.

Не бойтесь ошибаться!

Боязнь совершить ошибку отрицательно влияет на образовательный процесс, в то время как отсутствие этого страха и готовность работать над ошибками гарантирует эффективное обучение.

Кэрол Двек, профессор психологии в Стэнфордском университете, предложила теорию о существовании двух полярных подходов к обучению, которые соответствуют двум типам мышления: фиксированному (fixed mindset) и гибкому (growth mindset). Она проводила ряд экспериментов с учениками, которые показали, что те из них, кто стремиться всё выучить, в последствии бояться браться за сложные задачи /синдром отличника/, а те, кто стремиться все попробовать и не боятся ошибок, более упорны и в конечном счете, их обучение намного плодотворнее.

Психолог из Мичиганского университета Джейсон Мозер исследовал нейронные механизмы, лежащие в основе разных типов реакций на ошибки. Он проследил взаимосвязь между типом мышления человека и его реакцией на ошибки.

Мозер подтвердил теорию Кэрол Двек: его эксперимент доказал, что обладатели гибкого мышления больше сосредотачиваются на ошибках и демонстрируют большую точность ответов после ошибок, то есть лучше учатся. Ошибившись, «гибкие» люди сразу же сосредотачиваются, обрабатывают ошибку и после этого демонстрируют прирост точности.

Работа Мозера показала, что ошибки являются важной составной обучения и развития. Если их избегают или воспринимают как показатель отсутствия способностей к определенному занятию, эффективность обучения заметно снижается.

Именно ошибки запускают нейроактивность, отражающую процесс обучения. На субъективном уровне мы воспринимаем ошибку как «что-то пошло не так», но именно это «не так» на нейронном уровне содействует наиболее активным процессам. Для обучения ценнее всего именно ошибки: этот процесс построен на провалах, а не на успехе. Упускать возможность неудачи, пытаясь всё делать правильно и безошибочно, — значит упустить возможность обучения и развития.

Зачем нужна работа над ошибками

Наступать на одни грабли
Наступать на одни грабли

Наступать на те же грабли, это, наверное, другая крайность. Некоторые люди делают это постоянно, причем ни разу не расстраиваясь. Без анализа и работы над ошибками, не происходит накопление теории, то есть цикл есть, и спирали - нет. Не выходим на новый виток, не происходит обучение...

Новый подход к проблеме

Иногда, когда мы начинаем "ходить по кругу", нам необходим новый взгляд на неё, чтобы найти новый подход.

Крис Аргирис (16 июля 1923 - 16 ноября 2013 , заслуженный профессор Гарвардской школы бизнеса) разработал двухконтурную систему обучения. Идея состоит в том, что вы можете протестировать даже те убеждения, которые вам кажутся неверными, и должны это сделать. Двойная петля обучения — способ вырваться из колеи, усомнившись в своих убеждениях.

Двойная петля обучения
Двойная петля обучения

Кто как обучается

Вернемся к Д.Колбу

Модели обучения Колба
Модели обучения Колба

В самом начале мы рассмотрели цикл обучения Колба /теория-практика-опыт-анализ/. А где-же начало? Что является первичным в процессе обучения? Согласно Колбу, это не важно. То есть, важно, конечно, но для каждого начало свое. Все зависит от модели поведения человека. Причем эта модель уже заложена в самом человеке. Колб различал четыре модели поведения в обучении

Активист обожает узнавать что-то новое, получать новый опыт, он хочет сам все испытать и во всем сам поучаствовать. Ему нравится быть в центре событий и внимания, и он предпочитает занимать активную позицию, а не оставаться сторонним наблюдателем. Задачи решает наскоком.

Мыслитель предпочитает сначала понаблюдать, поразмышлять, понять новое до конца, а уже потом действовать. Он склонен заново анализировать увиденное, испытанное и пройденное. Любит находить собственное решение, не любит, когда его торопят, и предпочитает иметь запас времени, чтобы найти решение в свой срок.

Теоретику присущи развитое логическое мышление и методичность, он предпочитает шаг за шагом продвигаться к решению проблемы, задает много вопросов. Для него характерна некоторая отстраненность и аналитический склад ума. Любит задачи, требующие интеллектуальных усилий, недоверчиво относится к интуиции и нестандартному мышлению, отдавая предпочтение построению моделей и систем. Шаг за шага приближается к решению задачи.

Прагматику не нужна теория, ему нужно только подходящее для текущей задачи решение. Прагматик стремится найти практические решения, быстро все попробовать и перейти к действию. Не склонен углубляться в теорию. Любит экспериментировать, искать новые идеи, которые можно сразу опробовать в реальных условиях. Действует быстро и уверенно, подходит ко всему по-деловому, приземленно и с азартом берется за решение возникающих проблем.

Необходимо отметить, что люди не выбирают на сознательном уровне, с какого этапа начинать. Они являются заложниками своего подхода (модели поведения).

Вместо заключения

Михаил Жванецкий. Цитата
Михаил Жванецкий. Цитата

1. Чужие ошибки необходимы нам для накопления "теории".

2. Обучение присходит на своих ошибках.

3. Не надо бояться своих ошибок.

4. Ошибки надо анализировать и делать выводы.

Учитесь, пробуйте, ошибайтесь, учитесь дальше!

Татьяна Черниговская «Как научить мозг учиться?»

Я хочу сказать, что обучение меняет мозг. Это очень важная информация. У всех вас, включая меня, за то время, пока мы здесь сидим, мозг изменился. Каждый из нас должен отдавать себе отчет, что тот мозг, с которым мы пришли в этот мир и тот мозг, с которым каждый в свое время предстанет перед создателем- это совершенно разные структуры, и не потому, что мы выросли, постарели, ухудшилась память, это само собой. Наш мозг, с которым мы земную жизнь заканчиваем, это тот мозг, на котором написан наш личный текст: какой губной помадой пользовалась, чего ела, чего пила, с кем общалась, что читала, какие юбки носила, кто были мужья- вот весь текст- это ваш текст, личный текст, ни у кого другого такого текста нет. Это серьезное дело. Этот текст меняется каждую секунду или даже миллисекунду. Все, что мы сейчас говорим или слушаем, оно уже там лежит. Этот мозг уже другой, и он меняется физически. Меняется качество и количество нейронов и нейронных щупалец этих, дендритов, аксонов. И даже та среда, в которой лежат эти нейроны, меняется. Количество их, величина нервных волокон меняется в зависимости от того, что и как мы учим, то есть это физические изменения. Эффективность серого и белого вещества, которые обеспечивают наше мышление, меняется.

Если интересно, ставьте лайк, пишите, и -

подписывайтесь на мой канал!

Запись на индивидуальное консультирование (тайм-менеджмент, коммуникации, бизнес-процессы, лидерство, комплексы и блоки/рисование)