Найти тему
Круто об искусстве

Главный МИФ об Эгоне Шиле.

Эгон Шиле "Лирик", 1911. Музей Леопольда, Вена.
Эгон Шиле "Лирик", 1911. Музей Леопольда, Вена.

"Правда ли, что Эгон Шиле был насильником?" - именно этот вопрос написали мне вчера многократно.

Отвечаю: НЕТ, НЕ ПРАВДА❗

Да, романы с несовершеннолетними были. И не один, и даже не два, и не три... и не десять. Но они в то время были практически у каждого.

Бодлер писал, что искусство - это проституция, а Париж - гигантский публичный домом. Ровно тоже самое можно сказать чуть ли не про каждый крупный европейский город того времени.

Важно понимать - современная мораль в корне отличается от той, что бытовала в миру сто лет назад (у Шиле, например, была и с родной сестрой связь, ей 12, ему 16, но этим грешили многие и, в общем-то, грешат до сих пор: Илья и Эмилия Кабаковы, например, тоже родственники, хоть и не такие близкие, но все равно инцест - она двоюродная его племянница).

Эгон Шиле "Сидящая обнаженная", 1914. Галерея Альбертина, Вена. Фрагмент.
Эгон Шиле "Сидящая обнаженная", 1914. Галерея Альбертина, Вена. Фрагмент.
Эгон Шиле "Сидящая обнаженная", 1914. Галерея Альбертина, Вена.
Эгон Шиле "Сидящая обнаженная", 1914. Галерея Альбертина, Вена.

Вернемся к нашим баранам. Повторюсь: современная мораль в корне отличается от той, что бытовала в миру сто лет назад.

Сексуальные эскапады Шиле для молодого буржуа того времени не были чем-то из ряда вон выходящим. Мужчины тогда не считались завидными женихами, пока не сделали карьеру, так что связи юношей с проститутками и дамами полусвета не казались зазорными. Наоборот, каждый уважающий себя юный отрок должен был пройти путь "инициации" (отточить навык, так сказать). Это делали абсолютно все.

БОЛЬШИНСТВО ПРОДАЖНЫХ ЖЕНЩИН БЫЛИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ - возраст согласия в Австрии начала XX века составлял 14 лет.

Повторюсь: 14 лет.

Более того, натурщицы, в особенности те, что позировали Ню (читай, позировали Шиле) приравнивались к статусу дамы легкого поведения со всеми вытекающими. И возрастная категория, поверьте, принципиально ничем не отличалась.

Эгон Шиле "Обнаженная", 1910. Частная коллекция.
Эгон Шиле "Обнаженная", 1910. Частная коллекция.

По тем временам это было НОРМАЛЬНО. И такое было везде. И на Монмантре с Монпарнасом в Париже, и у нас в Петербурге...

Вот вы знали, что свою первую любовь (ей 17 лет, ему - 21), натурщицу Валли Нойциль, Шиле встретил благодаря Климту? Дадада, она изначально была натурщицей Климта (ходит слушок, что у них был роман, барабанная дробь, ей 16, ему 50). Давайте его тоже в насильники запишем?

А что, о сексуальных аппетитах и темпераменте Климта ходят легенды - он спал чуть ли не с каждой из своих натурщиц (львиная доля это были, на минуточку, проститутки, то есть несовершеннолетние), не сильно утруждая себя вопросами гигиены - после нескольких лет общения с дамами полусвета (очень хочется сказать с девочками) Климт вполне ожидаемо заболел сифилисом, одним из самых распространенных недугов в Европе конца XIX - начала XX века. Более того, он стал отцом, по разным данным, от четырнадцати до сорока детей от разных женщин (некоторых даже официально признал).

Теперь, что касается судебного дела Шиле - арест за "похищение и совращение" несовершеннолетней в 1912 году.

Этот тюремный инцидент случился, когда Шиле жил с той самой Валли Нойциль, бывшей натурщицей Климта, в городке Нойленгбах. Там они приютили, сбежавшую из дома, девушку-подростка. Ее отец выдвинул против художника обвинения в похищении и изнасиловании, полиция провела расследование. В результате против Шиле было выдвинуто еще и обвинение в "аморальном поведении": в его студии юные прелестницы позировали для эротических рисунков (это действительно было так: малолетние девушки, сбежав в дом Шиле от побоев родителей или просто по духу юношеского максимализма, находили в нем пристанище, ну и БЛАГОДАРИЛИ как умели).

Протоколы судебных заседаний не сохранились, но и без них ясно, что первые два ОБВИНЕНИЯ (похищение и изнасилование) БЫЛИ СНЯТЫ за недостатком доказательств, а по третьему (аморальное поведение) художнику присудили всего 3 дня тюрьмы (21 день он провел в заточении до суда, пока шло расследование), и публично, в зале суда, сожгли один из его рисунков (этому эпизоду посвящен художественный фильм "Эгон Шиле: эксцесс и наказание" - смотреть не обязательно, фильм не очень).

Эта история ни коем образом не отразилась на карьере Шиле, даже, напротив, поспособствовала его популярности (оклеветали, демоны) - он до самой своей смерти (в 1918 году, в том же, когда ушел из жизни и Климт) продолжал активно выставляться, а музеи и галереи скупали не без азарта его работы.

Работы, в которых обнаженные не были пассивными сексуальными объектами, наоборот, они сами сгорали от желания (Шиле нередко просил моделей прилечь на матрас на полу и работал рядом, сидя на табуретке или стремянке). Он СОЗДАВАЛ ОБРАЗЫ ЖЕНЩИН, СМЕЛО УПРАВЛЯЮЩИХ СВОЕЙ СЕКСУАЛЬНОСТЬЮ. Это была их стихия, их истерика.

Эгон Шиле "Обнаженная с оранжевой драпировкой", 1914. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Эгон Шиле "Обнаженная с оранжевой драпировкой", 1914. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Повесить на Шиле ярлык сексуального извращенца проще всего, гораздо труднее понять исторический контекст и те серьезные размышления, про которые я писала в предыдущем посте.

Вот, кстати, ссылка на него⬇️

https://zen.yandex.ru/media/art_cool/posravnivaem-60a6229c2125b233e9283197

Потому что ну масса имен того времени, кто любил по-моложе, но мы их, почему, не клеймим. Гоген развлекался с молоденькими таитянками, а музой 73-летнего Майоля стала 15 девочка, которую он многократно ваял обнаженной. Девочку звали Верни и она позировала многим великим парижанам: Матиссу, Боннару, Дюфи, была знакома с Бретоном и Дюшаном (кстати, после смерти Майоля в 1944 году Верни получила по завещанию все его состояние, все коллекции и стала владелицей преуспевающей парижской галереи).

Ну и в заключение: вы знали, что Шиле был не только художником, но и поэтом?

Все высокие деревья шли

вдоль дороги. В них

щебетали трепетные птицы. - Большими

шагами и с красными злыми глазами

я двигался по мокрой земле ("Проселочная дорога", 1910)

Я для себя и того, для которого

голодное пьянство во имя

свободы со мной есть всё,

и также для каждого, потому что каждого

я люблю. - Люблю.

Я среди благороднейших,

самых благородных,

и тех, кто расплачивается,

расплачивается больше всех.

Я человек, я люблю

смерть и люблю

жизнь.

("Автопортрет", 1910)