Изгнанный. В Древней Руси существовало такое наказание.
Слово "изгой" мы встречаем в "Русской Правде" - первом памятнике древнерусского права. И в "Краткой...", и в "Пространной Правде" изгой упоминается по одному разу - в самой первой статье, где говорится о мести и штрафах за убийство свободного человека: "Убъетъ муж (ъ) мужа, то мъститъ брату брата, или сынови отца ... аще не будетъ кто мъстя, то 40 гривен за голову; аще будетъ русин, любо гридин <младший княжеский дружинник>, любо купчина, любо ябетник, любо мечник, аще изъгои будетъ, любо словенин, то 40 гривен положити за нъ". Изгой, как мы видим из этой статьи, - это 1) представитель свободного населения, оказавшийся вне своей корпорации или, другими словами, лишившийся каким-либо образом своего социального статуса; 2) штраф за убийство свободного, оказавшегося в положении изгоя, не изменяется, т.е. своих прав он на теряет. Изгой предстает как полноправный член общества и вообще стоит в одном ряду с дружинником, купцом и даже "с русином" (в XI веке русин по статусу выше словенина).
Не исключено, что добавление статьи об изгоях в текст РП произошло вследствие восстания в Новгороде 1015 г., так что, возможно, это свидетельство иного рода - что в XI в. изгои не занимали равного с другими свободными категориями положения, но в обществе хорошо помнили о тех временах, они были равноправны.
Почему же тогда изгнание в "Русской Правде" считалось самой суровой карой? - если нельзя заниматься делом, которое кормит, то не прожить самому и не прокормить семью. Провинившегося человека изгоняли - из общины, из профессии, фактически - из жизни, т.к. лишали возможности прокормиться.
Изгой - это представитель свободного населения, оказавшийся вне своей корпорации, лишившийся своего социального статуса.
"Русская Правда" называет 3 категории изгоев. Это:
1) попов сын, что грамоте не выучился; и это, видимо, было справедливо. Зачем бы поповичу грамота? - прежде всего литургию правильно служить. Поэтому, чтобы батюшкин сын в том же приходе служил, перед посвящением в сан проверяли, насколько он грамоте обучен да сможет ли служить-то.
Ну, а по какой причине попов сын мог остаться безграмотным? По лени, получается; от своего же отца грамоту не принял!
2) купец-должник; тоже дело понятное. Взял деньги в долг - так должен вернуть, в денежных отношениях правило железное. Жестокая была жизнь тогда. Все что угодно могло случиться с купцом ("В соседней Вселенной случилась война" - прямо хочется написать). Купеческий караван мог подвергнуться нападению врагов, например; вот почему купцы не ходили в путь по торговым делам в одиночку и даже нанимали охрану. Распространена была и практика поручительства: товар поручали другим купцам, которые отправлялись с караваном или на корабле по морю. Опять же все могло случиться, и совсем не по вине тех, кто товар вез. Кстати, купец, по своей вине потерявший товар, отдавался в холопы <подробнее об здесь>. Буря, например, могла случиться, корабль мог затонуть вместе со всем товаром. А могло быть и еще проще - купец (извините) запил да и просто-напросто потратил, промотал чужие денежки. Независимо от причины, по которой купец стал должником, наказанием являлось изгнание.
3) смерд, "от верви <общины> отклонившийся". В средние века невозможно было существование ВНЕ своей корпорации. Для смерда (крестьянина, это слово приживется позже) корпорацией являлась община, вервь. А кто правила своей общины нарушал или же сам "отвязался" от верви, где он был свой, где были его родственники, где его знали соседи, того и в другие общины не принимали. А причинами и не интересовались.
Теперь еще кое-что интересное. Обратимся к книге Л. Н. Гумилева "От Руси до России":
"Но была на Руси и четвертая категория изгоев, никак в своей беде не повинных. "А четвертый изгой: аще (если) князь осиротеет". В соответствии с этим принципом князь, осиротевший раньше, чем его отец смог занять великий стол, навечно лишался всех прав владения наследством предков". Исследователь называет имена князей, ставших изгоями в большой семье потомков Рюрика: "Таким изгоем после смерти своего отца Вячеслава стал внук Ярослава Мудрого Борис, сидевший при жизни отца в Смоленске. То же случилось с Давыдом Игоревичем, сыном самого младшего сына Ярослава Мудрого — Игоря, также не дожившего до своей очереди занять киевский стол".
Такие князья-изгои, как далее пишет Гумилев, стремились закрепиться на каком-нибудь престоле. Естественно, это стремление вызывало усобицы. "Единственно возможным местом была далекая Тьмутаракань. Там и началась непрерывная борьба между изгоями, которых приглашали тьмутараканские иудео-хазары, и Святославичами, потерявшими отцовский Чернигов и использовавшими контакты с ясами, касогами и половцами. Святославичи стремились вернуть черниговский стол отца, на котором закрепились сначала Всеволод, а затем его сын Владимир Мономах". - ну и т.д.; междоусобицы князей в нашу тему не входят.
"А четвертый изгой: аще (если) князь осиротеет": князь, осиротевший раньше, чем его отец смог занять великий стол, навечно лишался всех прав владения наследством предков".
Есть мнение, что изгоями становились отпущенные на волю холопы. Это мнение высказывалось советским ученым, историком Б.Д.Грековым: "главная масса изгоев - это вышедшие из холопства люди. Стало быть, это, главным образом, вольноотпущенники, бывшие рабы, посаженные на господскую землю, крепостные" (не очень соответствует тексту 1-ой статьи РП).
"...главная масса изгоев - это вышедшие из холопства люди" (Б.Д.Греков).
Русский историк, юрист Н.В. Калачов считал, что изгойство как явление является пережитком родового строя (Калачов Н. Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской Правды, вып. 1, СПб., 1880). Историк права, профессор Московского университета П.Н. Мрочек-Дроздовский эту идею поддерживал и считал, что данное явление отражает как раз распад родового строя: "Как явление историческое, изгойство жило и развивалось при наличности известных условий быта, и, поскольку менялись эти условия, постолько менялось и положение изгоя в обществе... Первичной формой общежития является род…; впоследствии, в силу различных причин, родовая замкнутость исчезает... Добровольные выходы из союзов возможны лишь при условии надежды найти какую-нибудь пристань вне рода, хотя бы такую, какую нашла птица, выпущенная праотцем Ноем из ковчега… Надежда на такой уголок уже указывает на начало разложения замкнутых родовых союзов, на начало конца родового быта…; самое стремление родича вон из рода есть нечто иное, как то же начало конца".
"...стремление родича вон из рода есть нечто иное, как то же начало конца" (П.Н. Мрочек-Дроздовский).
Само упоминание изгоя в "Русской Правде" в таком случае представляется пережитком давно распавшегося родового строя...