Найти тему

Учитель будущего - это не робот

Оглавление

Совсем скоро в школу пойдёт новое поколение, и работа с ним должна строиться совсем иным образом (чему совсем не учат педвузы). Кто-то говорит, что все обучение будет происходить с помощью компьютера, и роботы заменят учителей. Я не буду отрицать этого, но считаю, что в будущем для эффективной работы педагогу нужно быть еще более человечным, чем раньше.

Под человечностью я подразумеваю наличие навыков для работы с людьми, индивидуальный подход и больше работы с пединструментами, нежели с предметными знаниями.

В прошлом году мне посчастливилось работать на федеральном конкурсе "Учитель будущего", что еще сильнее противопоставило обучение в педвузе современной школе. Я еще раз убедилась, что педагогов готовят совершенно неправильно. И это счастье, если студентам на пути попался какой-то проект, организация или наставник, которые дадут настоящее понимание того, что сейчас нужно детям и школе.

Конкурс «Учитель будущего» направлен на поддержку и продвижение команд учителей, которые умеют работать сообща и готовы применять современные практики в своей работе. В концепцию конкурса заложены идеи командной работы и «триединства»: учителя являются не только носителями знаний в области преподаваемой дисциплины, но и оказывают психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, а также владеют «словом», как инструментом воспитания.

Подробнее о конкурсе здесь, на нем мы больше не будем останавливаться, это просто один из примеров хорошей платформы для трансформации школьной системы.

Мой тезис - знания по предмету дети могут получить и без учителя, а вот подготовиться к жизни, найти себя и свой путь без наставника весьма сложно.

Такими людьми и должны стать педагоги в ближайшем будущем:

Гибкими и обновляющимися

"Апдейт" педагоги должен проходить не только на курсах повышения квалификации (которые стали уж совсем сомнительным повышением), но и на молодежных проектах (даже если им сильно за 30). А еще им нужно быть готовыми применять новые инструменты, не противиться современным словечкам, прислушиваться к модной музыке и просматривать соцсети без гримасы отвращения.
Иначе как быть с детьми на одной волне?

Эмпатичными и даже EQшными

О каком индивидуальном подходе можно говорить, если весь класс идет под одну гребенку? Понимать и принимать каждого ребенка просто необходимо! Да и в целом управлять своими эмоциями педагогу пригодится, чтобы оценки детей не зависели от настроения. Подробнее с эмоциональным интеллектом рекомендую знакомиться через работы Виктории Шиманской. Ну а начать развитие можно просто с принятия чувств детей, уважения их точки зрения и поиска причин своих скачков настроения.

-2

Работающими в команде

Почему-то учителя привыкли отстраняться от коллектива (потому ли, что школа в основном состоит из женщин?) и работать самостоятельно. В группы собираются или по предметному признаку, или же молодые учителя (потому ли, что противостоять системе группой проще?). Ясно, что сейчас учители - то и актер, и игротехник, и источник знаний, и психолог, но ведь проще найти соратников и отрабатывать все роли вместе, чем каждый будет пытаться развивать в себе все компетенции? Законы синергии в школе должны применяться как детьми, так и педагогами. Без них все просто превратятся в нелюдимые и замученные оболочки людей.

Удивительное дело, но учителя зачастую даже просто говорить не умеют (или боятся), что уж писать про умение разговаривать?

А еще важная мысль, которая меня не отпускает - классному учителю нужно с одной стороны гореть своей работой, а с другой - иметь что-то еще помимо работы. И это не всегда семья. Это может быть и хобби, и жажда путешествий, и добровольческая деятельность. Да что угодно, что зажигает его и дает возможность перезагрузиться. К сожалению, вузы совсем не учат этому. Их задача - посадить всех за никому ненужное переписывание лекций и создание очередных бессмысленных рефератов.

А потом эти люди выходят к детям, с мыслью, что те тоже должны так делать. Они же страдали, значит, все должны через то пройти. Преемственность, что сказать.

Сейчас чтобы стать хорошим педагогом лучше вообще не идти в педвуз. Знания по предмету он может получить и без 5 лет мучений, а современным инструментам для работы с детьми все равно не научится. Да и дети больше ценят естественность, а не книжно-научный подход. Такой идеи придерживается программа "Учитель для России", в чем я ее очень поддерживаю.

Учитель - не робот, не энциклопедия, не попугай-повторялка. Это живой человек, который работает с еще более живыми людьми. И эту жизнь надо поддерживать во всех. А потом уже и знания приложатся, потому что всем будет приятно их получать. Да и ценность совсем не в знаниях.

Ну что, готова ловить ваши помидоры ;)