В гостях программы «NIKOLAEV Podcast» на YouTube-канале руководитель лаборатории прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, доктор медицинских наук, профессор Борис Александрович Ревич. Ученый уже более 50 лет занимается исследованиями в области экологической эпидемиологии и гигиены окружающей среды. В 2007 году Межправительственной группе экспертов по изменению климата, в составе которой работал Борис Александрович, была вручена Нобелевская премия мира.
Обсуждая темы тех или иных негативных последствий климатических катастроф для различных сфер жизни, мы часто забываем о самих людях. Влияют ли изменения климата на наше здоровье и если да, то насколько сильно?
В докладах Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата отражены аспекты воздействия климатических изменений на разные сферы жизни человека, и в том числе, конечно же, на здоровье, говорит Борис Александрович. «Мы все в большей или меньшей степени адаптированы к тем климатическим условиям, в которых мы проживаем», - отмечает ученый. И когда эти условия резко выходят за привычные рамки, отмечается рост «избыточной смертности» (т.е. более высокой смертности по сравнению с ожидаемой). Это доказывают результаты исследований последствий аномальной жары в Западной Европе в 2003 году и жары в европейской части России в 2010 году, когда температура выше 40 градусов держалась 44 дня. Кроме того, опасность для здоровья сохраняется и в тех случаях, когда люди намеренно выезжают за пределы своей климатической зоны. Борис Александрович привел в пример участие советских специалистов в строительстве Асуанской плотины в Египте в 1960-х годах. Тогда в результате работы в жарком климате пострадало большое количество людей. Что же касается отпускных поездок «в тепло», на отдых к морю, то эти перемещения не могут вызвать пагубных последствий для здоровья. Комфортное тепло и изнуряющая жара – разные вещи, подчеркивает Борис Александрович.
Климатические качели
Аномальная жара и, как следствие, засуха – далеко не единственные напасти, вызванные глобальными климатическими изменениями. Ученый обращает внимание на усугубляющееся в последнее время явление «климатических качелей». При этом происходит учащение волн, как жары, так и холода. Ожидается, что периоды «межсезонья», т.е. весны и осени будут постепенно «стираться», перемены погоды станут более резкими. Также будут учащаться осадки и вызываемые ими наводнения. Все эти явления и прогнозы отражены в российских национальных докладах по изменению климата.
К чему должна готовиться и как должна меняться наша система здравоохранения в связи с меняющейся климатической картиной?
Самым важным Борис Александрович считает организацию взаимодействия между различными структурами управления, что позволит оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации. Не только органы здравоохранения, но и другие структуры и ведомства – все должны работать вместе, составлять одну команду.
Что, по мнению ученого, конкретно должны делать управляющие структуры в области здравоохранения, в социальном секторе, в транспортной сфере и т.д. в случае приближающейся аномальной жары?
- заранее предупредить граждан о приближении аномалии
- организовать «горячие линии» в поликлиниках
- проверить работу установок кондиционирования воздуха в больничных палатах и операционных
- открыть специальные «прохладные комнаты» в социальных учреждениях
- организовать раздачу бутылок с водой в общественном транспорте
- разработать медикаментозную профилактическую стратегию для поддержки людей, страдающих сердечно - сосудистыми и другими хроническими заболеваниями
терствами, кроется причина недоверия к их действиям. Михаил отмечает, что его, как гражданина, также настораживает пропагандистская риторика, связанная с поисками вражеского влияния, которой сопровождается принятие этого закона.
Николай Николаев: «Государство говорит о глобальных рисках для страны, а просветители чаще говорят о себе персонально»
Подводя итоги беседы, Николай Николаев говорит о понимании того, что «основная проблема заключается не в самом тексте и не в самой процедуре, а в том, что нет доверия к тому, что в дальнейшем тот или иной документ будет использоваться во благо, а не во зло». «Мнений много, хотя, если сравнивать сторону государства и просветительскую, то государство говорит о глобальных рисках для страны, а просветители чаще говорят о себе персонально». Так или иначе, но наше общество сейчас вступило в сложный период, связанный с множеством новых глобальных рисков. На эти новые вызовы однозначного ответа у государства нет. Поэтому сейчас, когда идет «процесс притирки», поиска решений, сторонам особенно важно оставаться открытыми для диалога.
Полную версию беседы с можно посмотреть на YouTube-канале Nikolaev.Podcast