Удивительно, как много можно испортить одним словом. Назвали гриб саркосомой, додумался же кто-то - и всё, вместо лесного чуда страшный диагноз, разрубающий жизнь на "до" и "после". Или назвали перечник "груздем" - и мы раз за разом пытаемся выжать толк из бессмысленной едкой поганки, не учась ни на своих, ни на чужих ошибках. Так же и тут. Обозвали нормальные трубчатые гриб-полипоры "трутовиками" (чешуйчатым, майским и т.п.) - вот и получилось, что в нашем сознании они годятся только на изящные поделки и на болванки для шляп. А ведь отличные грибы - урожайные (особенно на майском безгрибье), ароматные, сочные. Ну, жестковаты немножко. Но ведь если б Бог желал, чтоб люди питались одной манной кашей, разве дал бы он нам зубы?
25 мая. Сытое позднее утро. Пестрая смесь ароматов цветения и жужжащих звуков делает воздух плотным на ощупь. Птицы упрямо перекрикиваются с цикадами; на удивление мало комаров. Иду в старый дубовый лес - проведать серно-желтый трутовик. Поход заведомо поспешный, но лучше так, чем как в прошлом году.
Наверное, серно-желтый - единственный наш гриб, носящий эпитет "трутовик" без особого для себя ущерба. Тем более, что греха таить, он и правда трутовик. По паспорту. С другой стороны - когда он приобретает трутовиковость, то есть превращается в плотное оранжевое копыто, толку, кроме как декоративного, с него нет. Собирают его гораздо раньше - когда и на вид, и на ощупь он никакой не трутовик, а "ведьмино масло".
Никаких мне, конечно, трутовиков. В широколиственном лесу, отлично политым с весны, море трав; пройдет месяц-другой, они увянут, обнажив черную почву, но сегодня зеленое буйство напоминает о далеких влажных тропиках. Огненные потеки ТСЖ на бурых стволах всегда видать издалека, но сегодня мне ничего не сверкнуло из темной чащи. Зато на тонком липовом валежнике жизнь цвела, а это значит, что вернулся я всё-таки с добычей.
Добыча 1: трутовик клубненосный
Ну кто придумал назвать эти плотные трубчатые грибы трутовиками? По всем ощущениям они - двоюродные братья вешенок, хотя по науке и не родственники. Плотные, но сочные, очень ароматные грибы, растущие на подгнившей лиственной древесине, а то еще и на живых деревьях. Когда-то их скопом причисляли к роду Polyporus; сейчас, говорят, концепция изменилась в сторону усложнения, но нам-то, чисто между собой, никто не запрещает называть их, как раньше, "полипорами".
Так вот - стараниями наших южных коллег самым популярным из наших недотрутовиков-полипоров стал пестрец, трутовик чешуйчатый (Polyporus/Cerioporus squamosus). Крупный приметный гриб, название "пестрец" которому подходит в наивысшей степени, распространен преимущественно на юге страны. На московских широтах его можно встретить в городе, в парках, скверах, где он с большим аппетитом поедает больные липы и клены; мертвые-то деревья в городе убирают быстро, но это пестрецу не помеха. Нередко крупные сростки чешуйчатого трутовика можно встретить почти что на почве - а на самом деле на корнях срубленного когда-то дерева.
Но чуть на природу, из столичного "+2" к среднегодовой температуре, и картина меняется - пестреца всё меньше, зато начинает попадаться его близкий родственник, трутовик клубненосный (Polyporus tuberaster). Этот мельче, как-то аккуратней на вид, и растет в основном на валежных стволах, очень редко поднимаясь на "вертикаль". На живых деревьях я его никогда не встречал.
И уж этого-то клубненосного было сегодня! А сколько еще можно было нарезать! Только, конечно, жадничать не надо - совсем уж большие "лопухи" так себе деликатес. И, конечно, следует обязательно отрезать коротенькую ножку - совсем жесткая. Только аккуратней, не порежьтесь: гриб на удивление эластичный и увертливый.
Добыча 2: пилолистник бокаловидный
Трубчатый трутовик-полипор - это, что ни говори, проза, причем достаточно заурядная. А вот такой же гриб, но пластинчатый, у которого каждая пластинка в зазубринах, как пила, - уже поэзия. Когда среди заурядных "туберастеров", на тех же лиственных бревнах, начали попадаться другие, по духу близкие грибы, я окончательно убедился в том, что поход - удался.
Пусть и немного их относительно общего сбора - а приятно. Пилолистник бокаловидный (Lentinus/Neolentinus cyathiformis) - по смыслу тот же полипор, но с пластинками. С пиловидными, красиво зазубренными пластинками! И с красной ногою. Картинка, а не гриб.
Обращаться с ним можно так же, как с пестрецом и туберастером - но, с поправкой на относительную редкость, более уважительно. Если оставить в покое пластинки, он очень на них похож - такой же ароматный, сочный и упругий. Бокаловидный пилолистник - гриб, который невозможно разукомплектовать одной рукой: он мнется, комкается, но не ломается и не рвется. Отпустишь - тут же приобретает прежнюю форму, будто резиновый. Баловаться с ним можно долго, особенно если комары не слишком донимают.
А еще, пишут, бокаловидный пилолистник очень полезен - содержит какие-то хитрые полисахариды, от которых организму хорошо. Не знаю, не очень в этом разбираюсь, и едва ли буду лечиться грибами, но собирать то, что признали полезным настоящие ученые, как-то веселее. При прочих равных.
Впрочем, собирал бы и совсем бесполезные грибы. Интересно же - принести из леса не только "науку" на флешке, но и "еду" в отдельном мешочке.
Вот так вот, с глубоким чувством, и прошел один из последних дней календарной весны. Надеюсь, мне в какой-то степени удалось вернуть доброе имя грибам, носящим сухое и безвкусное название - трутовики.
Ну а вы чем от огородных забот отвлекаетесь? Только честно.